Год литературы. Как продается «лучший друг»?

27.02.2015 Описание

Давний спор между творцом и книготорговцем, похоже, не столь актуален. С хрестоматийным пушкинским «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать» сегодня вряд ли кто-нибудь поспорит.

И хотя современная Россия уже не претендует на статус самой читающей страны в мире, книжные магазины пока не могут пожаловаться на недостаток внимания покупателей. Конечно, когда речь заходит о книжном буме конца восьмидесятых – начала девяностых, современные книготорговцы мечтательно закатывают глаза и ностальгически вздыхают: время сверхприбылей вряд ли уже вернется... Но, с другой стороны, объявленный Год литературы дает надежду на возрождение былого читательского интереса и, соответственно, коммерческой отдачи в этом сегменте российского рынка.

Судьбоносная встреча

– Хотите верьте, хотите нет, но когда в 2003 году Светлана Платова пришла к нам с идеей открытия в Рязани современного книжного супермаркета, мы практически не сомневались, – вспоминает генеральный директор ТД «Барс» Александр Лемдянов. – Конечно, предложение тщательно просчитывалось. Однако в глубине души я изначально был уверен: это именно та ниша, которую наша компания сможет занять уверенно и надолго.

– На самом деле всё было не так просто, – уточняет другой участник судьбоносной встречи двух будущих бизнес-партнеров, руководитель книжного департамента ТД «Барс» Светлана Платова. – Мне приходилось слышать разные версии возникновения «Книжного Барса». Наиболее распространенная утверждает, что мы пришли на «чистую» территорию. Отнюдь... На тот момент в Рязани работали две крупные торговые сети, занимавшиеся книготорговлей: «Книгомир» и «Буква». Кроме этого было еще несколько небольших магазинов. Так что конкуренция присутствовала, и достаточно серьезная. Однако через несколько лет практически все крупные сетевики покинули наш город. Ну а мы остались...

– Я понимал, что вряд ли в Рязани есть еще профессионал, так хорошо разбирающийся в местной специфике, – объясняет Александр Лемдянов. – Большой опыт работы в системе книготорга еще с советских времен давал возможность прогнозировать неизбежные риски и в то же время подсказывал, чем конкретно можно привлечь рязанского потребителя.

– Суть моего предложения состояла в том, чтобы использовать в работе исключительно рязанские ресурсы, – раскрывает давние секреты Светлана Платова. – На мой взгляд, одной из главных ошибок наших конкурентов был обезличенный подход. Для них не важно, где работает магазин – в Москве, Саратове или Рязани. Есть некая общая матрица, которая должна накладываться на любой регион. Я же предложила создать не просто магазин, а культурный центр, который нес бы не только коммерческие, но и просветительские функции.

– Практически сразу же было принято решение, что в новом магазине будут работать не просто продавцы, а квалифицированные консультанты, – продолжает рассказ Александр Лемдянов. – На мой взгляд, именно в книжном магазине это особенно важно. К работе мы решили привлекать профессиональных педагогов, библиотекарей – специалистов, хорошо разбирающихся в литературе. И такой подход оказался наиболее эффективным. Кроме того, мы проводили постоянные презентации книжных новинок с приглашением известных писателей, то есть, по сути, вели клубную работу.

Не только барыши

На самом деле, не думаю, что становление первой рязанской книжной сети проходило так гладко, как об этом сегодня вспоминают главные герои. Мне рассказывали, что некоторые партнеры по бизнесу серьезно отговаривали Александра Лемдянова от этой затеи. Действительно, зачем так непродуктивно использовать значительные торговые площади? Не лучше ли просто сдать их в аренду и без лишней головной боли получать прибыль? Да и позже, когда, казалось бы, «Книжный Барс» крепко встал на ноги, возникали серьезные сомнения в целесообразности дальнейшего развития этого направления...

– Лично у меня таких сомнений не возникало, – уверяет Александр Лемдянов. – Да, были кризисы, связанные с общей экономической ситуацией. Были трудности внутреннего характера. Но это происходит в любом деле.

КСТАТИ: В прошлом году на третьем открытом конкурсе профессионального мастерства «Ревизор», организованном Российским книжным союзом и журналом «Книжная индустрия», в номинации «Книжный магазин года» по итогам голосования лучшим российским книжным магазином признан «Книжный Барс».

– Александр Иванович, но, положа руку на сердце, разве книготорговля именно у нас в Рязани приносит значительную прибыль?

– Давайте уточним, что вы называете значительной прибылью? При грамотной организации книжная торговля вполне может давать нормальную прибыль. Да, это не фантастические барыши... Да, торговля продуктами питания приносит больше. Но, простите за банальность, не только о хлебе насущном должен думать человек.

– Но вы же коммерсант, бизнесмен...

– Ну а коммерсант, по-вашему, думает исключительно о получении сверхприбыли?

– Мне казалось, что, во всяком случае, он должен к этому стремиться.

– Как видите, могут быть и другие варианты. И потом, давайте обратимся к фактам: благодаря своей ценовой политике, системе бесплатных заказов, профессиональной организации работы с покупателем «Книжный Барс» не только смог выжить в условиях довольно жесткой конкуренции, но и стал лидером рязанской книготорговли. На сегодняшний день у нас работает четыре магазина в разных районах областного центра. Мы рассматриваем планы открытия «Книжного Барса» в других регионах. Как вы думаете, была бы у нас возможность для развития без коммерческой составляющей?

Романтический дефицит

– И тем не менее нельзя не предположить, что это направление вашей работы приносит и душевное удовлетворение...

– Не буду возражать... В юности я зачитывался Кавериным. Благодаря «Двум капитанам» выбрал профессию летчика. Сашка Григорьев был образцом для подражания. Есть такая знаменитая цитата: «Книга – лучший друг». Совершенно с этим согласен. Так что, простите за высокий стиль, свою работу в этом направлении я рассматриваю не столько как бизнес, а как определенную миссию. Возможно, в «Книжном Барсе» какой-то сегодняшний мальчишка встретит своего героя.

– Да вы романтик...

– А разве это предосудительно? Уверен, что в нашей сегодняшней жизни явный дефицит романтики.

ЦИФРЫ: С середины 90-х годов количество книжных магазинов в России катастрофически сокращается. В 1995 году их было 8500 , сегодня не более 1400.

...На полках «Книжного Барса» тисненым золотом отсвечивают переплеты Жюля Верна, Фенимора Купера, Майн Рида. Вечная романтика мальчишеских приключений встречается здесь с коммерческой целесообразностью. И пока на этой территории они прекрасно обитают вместе. Давайте и мы не будем противопоставлять эти два понятия. Дай Бог, они наконец-то смогут ужиться.

Автор: Михаил Колкер
Вернуться к списку

Архив номеров

         

    
Задать вопрос редакции