Городские «заманухи»

06.02.2015 Описание

Знаете, сколько сегодня длится обзорная автобусная экскурсия по Рязани для иногородних гостей?

Столько же, сколько и в советские времена, – полтора часа. С тех пор изменился разве что контингент барышень-экскурсоводов. Лет 30 назад экскурсию по городу проводила традиционно эффектная женщина с замысловатой прической, мановением руки заставлявшая шеи пассажиров поворачиваться то налево, то направо... Сегодня же типичный экскурсовод – это дама пенсионного возраста. Зато маршруты обзорных экскурсий всё те же. Автобус, как и в прежние годы, притормаживает в знаковых для Рязани местах: у кремля, музея Павлова, художественного музея, музея ВДВ...

К нам в гости – без ночевки

И так как лучшие кадры, увы, стареют, в городской экскурсионной отрасли всё острее чувствуется дефицит молодых специалистов, особенно в горячую пору – с мая по сентябрь. Как раз поэтому по инициативе регионального министерства культуры и туризма в Рязанском филиале Московского психолого-социального университета открыли своего рода платный факультатив, на котором всего за три месяца готовят профессиональных экскурсоводов. Записаться может любой желающий, правда, пока ажиотажа не наблюдается...

Но даже будь у нас экскурсоводов хоть пруд пруди, вистов в плане туристической привлекательности нам это прибавит немного. Главная проблема, по мнению специалистов, заключается в том, что все красоты и достопримечательности Рязани можно увидеть всего за один день.

Очевидная истина: чем дольше туристу интересно оставаться в городе, тем больше денег он потратит. В выигрыше от этого окажутся и частный бизнес, и городской бюджет. Во многих городах России уже поспешили приложить усилия к тому, чтобы заезжий гость просто физически не успевал побывать везде, где ему хотелось бы. И потому в такие города едут, как правило, с ночевкой, а то и на 3, 4, 5 дней...

С кого брать пример?

– На мой взгляд, очень показателен пример Коломны, – рассказывает «Вечерке» заместитель министра культуры и туризма Рязанской области Ольга Голева. – За последние лет 5-6 здесь создали много мест, в которые тянется приезжий люд. Во-первых, это музей коломенской пастилы. 60% его дохода – это продажа рекламного продукта, той самой натуральной пастилы. Народ туда валом валит! Во-вторых, это музей «Арт-коммуналка», в стенах которого воссоздали быт коммунальной квартиры 50-х годов и сегодня проводят театрализованные представления. А еще в Коломне проводят праздник коломенского калача, праздник антоновских яблок! Словом, здесь неординарно отнеслись к работе с туристами. Придумали и организовали интересные мероприятия, создали новые музейные экспозиции, которые гости посещают не просто в качестве зрителей – они становятся активными участниками каждого события, каждой выставки. И нам сегодня не хватает именно такого подхода...

В авангарде рязанских музеев, по мнению нашего эксперта, идет музей Павлова. Сюда можно приезжать и приходить хоть каждый год – и не надоест, потому как сотрудники к своей работе подошли творчески. Тут тебе не только обычные экскурсии, но и чемпионат по городкам, игры в крикет и ежегодный праздник улицы Павлова со своими фишками. В прочих существующих музеях Рязани персонал пока, к сожалению, не так изобретателен.

– Немалую популярность в последние годы завоевали касимовские музеи, – продолжает рассказ Ольга Голева. – Частный музей самоваров, колоколов и колокольчиков, а также множество исторически значимых мест вкупе с красивейшей старинной архитектурой – всё это привлекает людей. И чем больше в Касимове гостей, тем активнее развивается туристический бизнес, а также тесно связанная с ним сфера обслуживания. У нас же предприниматели, которые могли бы зарабатывать на туристах деньги, почему-то пассивны. Взять для примера затею с реконструкцией Подбелки (её, напомню, хотят сделать туристическим центром города). Наверняка поспособствует её популярности и Дом ремесел, который откроют по соседству, в здании Торговых рядов на Краснорядской, уже в этом году. Но что же предпринимают владельцы кафе, расположенных в этой части города? Пока только жалуются на малое число посетителей. И кто же за них будет что-то делать? Обустройте тематический интерьер, сделайте более привлекательные вывески в историческом стиле, создайте небольшие музейные экспозиции – к примеру, уголок старого синематографа, или аптеки начала XX века, или парфюмерного магазина... Привлеките народ!

Делимся идеями

А вот еще несколько идей, реализовать которые не составило бы для бизнесменов большого труда. Немногие помнят, что первый магазин косметики Max Factor был открыт именно в Рязани. Так почему бы при существующем салоне красоты или магазине для модниц не создать небольшую экспозицию с образцами косметики в ретро-упаковке? А уж если девушкам предоставят возможность купить понравившуюся ретро-помаду или стилизованную под старинную тушь, отбоя от посетительниц не будет!

Еще один исторический факт, с помощью которого также можно «зацепить» туристов. Прежде, еще в дореволюционные времена, на улице Почтовой было принято назначать свидания. И кавалеры дарили девушкам букеты фиалок... Так почему бы в один из летних месяцев кому-либо из местных предпринимателей, владеющих точкой общепита, не выступить организатором праздника фиалок? Вот вам и возрождение рязанских традиций, и интересное событие для туристов, многие из которых, потолкавшись на празднике, без сомнения, заглянут в кафешку по соседству.

А можно позаимствовать пример Бреста, где на центральной улице актер, одетый фонарщиком XIX века, каждый вечер в определенное время зажигает старинные керосиновые фонари. Поглазеть на него приходят десятки приезжих зевак, тем более что с фонарщиком можно бесплатно сфотографироваться и потереть одну из его пуговиц – на удачу. И кстати, это представление актеру регулярно оплачивает один из местных рестораторов.

У нас на Почтовой фонари, конечно, не керосиновые, а электрические. Но что мешает рязанскому фонарщику в тот час, когда включается городская иллюминация, изображать, как будто это он зажигает все фонари разом?

Словом, способов сделать Рязань для гостей более привлекательной – масса. Но надеяться только на областные власти, которые, дескать, по статусу обязаны придумывать туристические «заманухи», а самим при этом не давать себе труда ударить палец о палец как минимум недальновидно.

По оценкам специалистов, ближайшие два года в России – наиболее благоприятный период для развития внутреннего туризма. Причины такого оптимизма просты: нынешний кризис делает недоступным для многих отдых за границей. А потому любители попутешествовать уже сейчас обращают свое внимание на российские маршруты. Те, кто не успеет воспользоваться моментом, прогадают.

КСТАТИ: Уже летом этого года в новом помещении на улице Почтовой начнет свою работу туристско-информационный центр. Здесь гости Рязани смогут заказать экскурсии по городу, узнать, где находится недорогое кафе или уютная гостиница. В министерстве культуры и туризма региона обещают: раз в месяц в центре будут приглашать на бесплатные городские экскурсии и самих рязанцев, ведь узнать что-то новое о своем городе наверняка захочется многим.

Автор: Элли Серегина
Вернуться к списку

Архив номеров

         

    
Задать вопрос редакции