На всё готовенькое

27.02.2015 Описание

В Рязани наметилась любопытная тенденция. Всё больше предпринимателей желают продать свой бизнес или же сдать его в аренду...

Взять для примера небезызвестный интернет-сайт Аvito. Еще месяца три тому назад бизнесменов, готовых передать свои дела новым владельцам за вознаграждение, было меньше сотни. Сегодня же таких объявлений уже за триста! На продажу выставляют интернет-магазины и микрофинансовые организации, автозаправки и бутики в торговых центрах, фермы и пилорамы, кафе и рестораны...

Причем если прежде, продавая солидный бизнес, владелец, как правило, выставлял за него цену, в среднем сопоставимую с трехлетней прибылью, то нынче на рынке готовых коммерческих предприятий наблюдается настоящий ценопад! На покупку недорогого интернет-магазина вполне достаточно одной зарплаты. А денег, вырученных с продажи трешки в брежневке, может хватить на покупку кафе в самом центре города. Словом, лафа, да и только!

Но в данной ситуации логично озадачиться резонными вопросами. Если у предпринимателя дела идут хорошо, зачем вообще ему может понадобиться продавать свой бизнес? Как, приобретая готовое дело, не столкнуться с обманщиками, желающими прикарманить твои кровные? Наконец, стоит ли в принципе в наше далеко не самое благополучное в экономическом плане время ввязываться в авантюру с покупкой чужого предприятия?

Типичная ошибка

Экспертом, способным дать компетентные ответы на эти вопросы, «Вечерка» пригласила выступить в прошлом известного бизнесмена, а ныне зачинателя многих творческих проектов, а также креативных затей в сфере благоустройства Рязани, депутата областной Думы Михаила Крылова.

– Предположу, что сейчас не самое лучшее время, чтобы продавать бизнес, – высказал мнение Михаил Геннадьевич. – Но, очевидно, для тех предпринимателей, чьё дело перестало приносить регулярный доход, логичный шаг и нередко единственный способ получить от бизнеса выгоду – продать его. Между тем замечу, что многие бизнесмены, выставляющие бизнес на продажу, на мой взгляд, допускают типичную ошибку. Они не ставят себя на место покупателя. Не задумываются, а как ему-то продаваемый бизнес может принести дивиденды? Если бы они взглянули на себя со стороны, то, возможно, смогли бы понять, какие ошибки они допускают, от каких расходов стоило бы отказаться, чтобы сделать бизнес рентабельнее. И тогда бы вовсе передумали его продавать...

Трудные времена закончатся

– Звучит почти как в сказке Сергея Михалкова: «Такая корова нужна самому»... И всё же, изначально предполагая, что предприниматель желает продать свой бизнес по причине его нерентабельности, стоит ли рисковать и приобретать такой сомнительный «товар»?

– Во-первых, нужно понимать, что есть направления рынка, которые при грамотном подходе будут востребованы вне зависимости от экономической ситуации. Это производство и реализация продуктов питания (особенно в свете тенденции импортозамещения), торговля лекарственными препаратами, наконец, интернет-услуги, спрос на которые растет год от года. Куда менее интересны покупателям небольшие магазины, торгующие обувью, одеждой, строительными либо отделочными материалами, в силу того что в данном сегменте рынка завоевали прочные позиции крупные сетевые игроки и, в отличие от продуктов, для таких товаров нет необходимости в шаговой доступности.

Во-вторых, не обязательно воспринимать покупку бизнеса как необходимость нести некое бремя, которое оказалось не по плечу старому владельцу. Допустим, что бизнес, который вы хотите приобрести, в настоящее время неконкурентоспособен. Но в то же время вам могут быть интересны помещения, которые занимает покупаемое вами предприятие. Никто не вправе помешать вам перепрофилировать бизнес и использовать старые ресурсы для реализации новых идей. Кризисы-то мы переживали уже неоднократно. Но трудные времена раньше или позже закончатся. И кто-то, выйдя из них, будет вынужден начинать всё с нуля, а кто-то уже будет располагать определенным багажом...

Именно поэтому сегодняшний день можно рассматривать как удачное время для приобретения сравнительно недорогих и интересных в плане развития территорий для бизнеса. Следует только помнить, что с любого помещения, даже прикупленного впрок, необходимо платить налоги, а это может быть весьма ощутимая сумма...

Без юристов не обойтись

– Не менее важный вопрос: как застраховать себя от возможного мошенничества? Предположим, что у покупателя бизнеса нет под рукой штата юристов и финансистов, способных просчитать потенциальные риски. Как быть?

– Значит, необходимо нанимать серьезную консалтинговую компанию, которая буквально «просеет» продаваемый бизнес. А кроме того, проведет социологическое исследование, которое даст вам возможность понять, есть ли на рынке необходимость в том продукте или же в той услуге, которые предлагает данный бизнес? Через какое время вы сможете хотя бы выйти на так называемую точку безубыточности и в связи с этим насколько целесообразно совершать покупку? Главное в этом деле – не прибегать к помощи знакомых юристов, которые якобы провернут для вас консалтинг «по дружбе». Обращаться нужно только в известные и хорошо зарекомендовавшие себя на рынке компании. Разумеется, за свои услуги они возьмут с вас плату – в среднем от 2 до 10% от стоимости бизнеса. Больше того, если речь идет о дорогостоящем предприятии, я бы посоветовал не скупиться и привлекать к проверке несколько независимых компаний.

На 100% застраховать себя от обмана, увы, невозможно. Но самое правильное – с помощью профессионалов свести риски к минимуму. Да, вероятно, кому-то не посчастливится, кто-то потеряет свои вложения. Но, с другой стороны, именно сегодня, когда идет перераспределение покупателей практически во всех сферах предпринимательства, когда освобождаются территории, возможно, самое время взяться за что-то новое.

Автор: Александр Абрамов
Вернуться к списку

Архив номеров


    
Задать вопрос редакции