Задать вопрос
Разработка сайта:
Стартап студия Pushkin

Заглянем в два архива сразу…

11 Марта 2019 09:11

В этот раз мы поступим именно так, поскольку событие, описываемое в выпуске «Вечёрки» от 12 марта 1999-го, неразрывно связано с историей ещё одного издания – ныне, увы, не существующего. Ровно 20 лет назад один из лучших представителей пишущей братии «Вечёрки» тех лет Юрий Манов в компании с фотографом Владимиром Ковановым отправились на презентацию первого в регионе полноцветного дамского журнала – «Рязаночка». Стало быть, нам потребуется заглянуть и в её архив тоже…

И кому, как не мне, вспоминать сегодня об этом, поскольку 20 лет назад ваш покорный также присутствовал на этой презентации в роли «новобранца» в команде новоиспечённого издания. Собственно, потому-то задача изучения архива «Рязаночки» конца 90-х – начала нулевых труда для меня не представляет: несколько номеров по сей день хранятся у меня дома. Впрочем, не буду отходить от канонов рубрики и первым делом передам слово автору старой публикации…

Не самая авантюрная идея

«…Если б лет пять назад кто-нибудь сказал мне, что Игорь Павлов (среди молодёжи больше известный, как Хант – лидер группы «Дом Художника») будет выпускать женский журнал, я бы посоветовал ему (не Игорю, а сказавшему) немного полечиться… – писал Юрий Манов по следам презентации, прошедшей в Рязанском Дворце молодёжи. – Слишком уж трудно представить себе Ханта, который, отыграв и отпев на какой-нибудь тусовке свои оригинальные чукотско-нанайские песни, садится делать дамский журнал. Хотя, может быть, так оно и надо?» 

На самом деле «Рязаночка» появилась ещё за три месяца до презентации в РДМ. В декабре 1998-го увидел свет первый номер. К марту же следующего года стало ясно, что идея, пришедшая в голову Игорю Павлову, не так уж и авантюрна, и может иметь продолжение. 

– Идея была в том, чтобы выпускать свой, областной журнал про женщин и для женщин, занять нишу, которую в советское время занимали журналы «Работница» и «Крестьянка», а в 90-х на общероссийском уровне – журнал «Лиза», – вспоминает уже сегодня Игорь Павлов. – Поэтому в первом в регионе женском журнале были статьи об известных рязаночках, полезные советы для хозяек, публикации о моде, даже выкройки…

В «вечёркинской» публикации Юрий Манов так оценил новый журнал: «…может быть, и не «Космополитэн», но, справедливости ради, стоит признать, что ничего подобного у нас ещё не было – цветной, яркий, интересный, и по содержанию дамской тематике вполне соответствует».

Тут, конечно, я не могу удержаться, дабы не вставить свои пять копеек…

Как выплыли там, где другие утонули?

Понятно, что ни одно издание, если только его не взяли на бюджетное содержание (а «Рязаночка» барахталась сама по себе), в новых российских реалиях не могло бы выжить без рекламных денег. И если кто-то думает, что женская специфика определяла и характер рекламы в дамском журнале тех лет, он сильно ошибается. Говорю так, поскольку и сам в числе прочего готовил рекламные публикации. «Рязаночка» рекламировала ватную фабрику, приборный завод, магазины райпотребкооперации, лесхозы, сельхозпредприятия, техникумы, всего уж и не упомнишь… Впрочем, тем же правилам игры следовали тогда (да и поныне следуют) едва ли не все рязанские СМИ. Разборчивость могут позволить себе очень немногие.

Между тем, стараниями, в первую очередь, тогдашнего главного редактора «Рязаночки» Елены Венедиктовой (известной сейчас как главы творческого объединения «Дар») в редакционных материалах журнал вовсе не был привержен эклектике. Ну или, по крайней мере, старался и вправду соответствовать дамской и местной тематике. Кулинарными рецептами для публикаций делились с читательницами известные жительницы города, советы из мира моды также давали свои, рязанские мастерицы, даже страничку для мам с детьми (ох уж эта идея фикс многих рязанских редакций…) придумывали и рисовали сами.

Собственно, в этой самостоятельности, пожалуй, и кроется ответ на вопрос – почему «Рязаночка» просуществовала гораздо дольше, чем прочие рязанские полноцветные журналы. Она, как та лягушка в молоке, сбила из него, в конце концов, масло. Прочие же были на плаву до тех пор, пока издатели поддерживали их финансово, и «тонули» тотчас, как становились им не интересны.

Вспомним 20 лет спустя…

Но вернёмся к той мартовской презентации 20-летней давности. «Не каждый день в Рязань приезжают мастера высокой моды, – писал в статье «Вечёрки» Юрий Манов. – Да что там не каждый день… Высокая мода приехала в Рязань впервые!» Известный столичный театральный художник Андрей Шаров (тогда ещё молодой и очень перспективный модельер) привёз в Рязань три коллекции одежды, а демонстрировали его модели наши, рязанские девушки. А ещё на презентацию рязанского женского журнала с выступлением приехали актёры Театра на Таганке. Ждали в гости и знаменитого Георгия Вицина, но легендарный актёр советского кино, которому тогда уже перевалило за 80, за день до поездки слёг с сердечным приступом…

В любом случае, та презентация в РДМ была событием незаурядным. А пример создателей «Рязаночки» даже вдохновил впоследствии другие регионы на издание собственных дамских СМИ, своеобразным апофеозом чему стал единственный в своём роде межрегиональный фестиваль женских изданий. Инициатором его проведения стала, конечно же, «Рязаночка».

В моём личном архиве нет последнего номера «Рязаночки». Игорь Павлов говорит, что журнал подкосил кризис 2008 года, когда вкупе с ростом затрат на печать аудиторию у бумажных СМИ стал всё активнее отвоёвывать интернет. Елена Венедиктова уточняет, что «Рязаночка» сумела-таки дожить до 2011-го…

Но вот самый первый номер первого рязанского дамского журнала от декабря 1998-го я буду хранить и дальше. Память, как-никак…