Задать вопрос
Разработка сайта:
Стартап студия Pushkin

Голубая кровь местного разлива

5 Апреля 2017

Сегодняшняя тема нашей рубрики «Из архива «Вечёрки» довольно щекотливая. Сразу хочу объяснить: мы ничего не имеем против желания как можно больше узнать о своих корнях, проследить родословную, поклониться заслугам предков. Более того, относимся к этим усилиям с безусловным уважением.

«Как известно, Ипполит Матвеевич Воробьянинов был предводителем дворянства. Но высокое это звание не гарантировало, что носитель его – высокоморальная личность. И всё же дворянин – звание гордое и обязывающее… Ну, как совсем недавно – член партии», – так, в несколько ироничной манере, 20 лет тому назад начинался репортаж корреспондента «Вечерней Рязани» Катерины Мишиной со всероссийского съезда предводителей дворянства, который состоялся в Рязани в апреле 1997 года.

«...Приехали эти люди со всей матушки России, чтобы поговорить о своём житье-бытье. Начали с молебна. Затем присутствующих приветствовал замглавы областной администрации Владимир Марков. Далее пошли речи о роли дворянства в истории России и о важности возрождения этого сословия в нашей стране».

На тогдашнем рязанском форуме присутствовал предводитель всего отечественного дворянства – князь Голицын, а также представители нескольких других известных аристократических фамилий. Кроме Владимира Маркова местную власть представлял ещё ряд высокопоставленных чиновников. Корреспондент «Вечёрки» не преминула упомянуть об их недавнем партийном прошлом…

Вслед за Ельциным

На самом деле такой повышенный интерес чиновников к возрождающейся российской аристократии был вполне объясним. И коммунистическое прошлое тут отнюдь не являлось помехой… Называл же себя один из рязанских депутатов Государственной Думы «православным коммунистом», и ничего… даже ни разу не поперхнулся.

Впрочем, пройдёт совсем немного времени, и власть перестанет проявлять заинтересованность к разного рода сословным традициям… А на тот момент сам Борис Николаевич Ельцин не преминул «поручкаться» с великой княгиней Марией Владимировной… И это был сигнал для чиновников всех рангов: кто его знает, вдруг там, наверху, реституцию затеяли, как в Польше? С них станется… Лучше заранее приглядеться к этим аристократам, мало ли, пригодится?

«Где гарантия, что через несколько лет новоявленные дворяне, а следовательно, наследники былого богатства, не потребуют возвращения экспроприированного имущества? – задавалась аналогичным вопросом корреспондент «Вечёрки» образца 1997 года. – Или потребуют привилегий для дворянского сословия? Между прочим, по этим самым привилегиям все главенствующие должности в управлении государством (областью, городом) могли занимать только лица из дворян. Выбирать и быть избранными могли тоже только они…»

Можно и нельзя

На самом деле утверждение Катерины Мишиной не соответствует действительности. Но его старательно вбивали в голову советским школьникам на уроках истории... Со времён реформ Александра II практически все сословные ограничения в России были упразднены. Хотя традиционное уважение к представителям дворянских фамилий оставалось повсеместно.

Традициям и уважению в статье «Вечёрки» отводится особое место...

«Раньше дворянский титул мог присвоить только государь, например, за особые заслуги перед государством, – размышляла журналист «Вечерней Рязани». – Было и дворянство по наследству, но… Сущность дворян в России определяли два слова: честь и храбрость. Чем, какими деяниями заслужили нынешние дворяне право носить это звание? Чем прославили свои фамилии? Или это очередной фарс, где неспособность выделиться делами компенсируется громкостью фамилий?»

Простим коллеге некоторую большевистскую категоричность. Далеко не все дворяне Российской империи могли похвастать не то что великими деяниями, но и даже элементарной порядочностью. Как и в любом сословии, среди них были разные люди… Наверное, вопрос всё же лежит в несколько иной плоскости. Истинные аристократы всегда и везде считали дурным тоном выпячивать древность своего рода. А уж превращать родовые традиции в «оперетту» вряд ли кому-то из них могло прийти в голову.

Сословный институт и сегодня существует во многих странах мира. Причём своим происхождением принято гордиться не только у дворянства, но и у ремесленников, купечества... Знание собственных корней рассматривается как проявление истинного патриотизма. И недаром тоталитарные режимы в первую очередь старались уничтожить эту личную историческую память. На ней держится связь времён. Она во многом определяет нравственные ориентиры, наше внутреннее «можно и нельзя». Вероятно, по этой причине именно сегодня давняя статья «Вечёрки» кажется нам более чем актуальной.

СПРАВКА «ВР»: На сегодняшний день в книгу членов Рязанского дворянского собрания занесено 29 фамилий. Для сравнения: «на 1-е января 1893 г. состоит дворянских родов, внесённых дворянскую родословную книгу по Рязанской губернии, 2172 фамилии...»