Идеи для Торгового городка

20.05.2019 15:56:00 Описание

Какое будущее суждено «рязанской ВДНХ» – Торговому городку – обсуждали в прошедшие выходные в модном нынче формате стратегической сессии в Областной библиотеке им. Горького. Что делать с этим наследием прошлого, пока не знают даже региональные власти. Потому-то горожанам и предложили поделиться идеями реанимации уникального в своём роде памятника истории и архитектуры...

В качестве экспертов на обсуждение пригласили признанных в своих кругах специалистов в вопросах сохранения культурного наследия: президента и вице-президента делового клуба «Наследие и экономика» Дмитрия Ойнаса и Андрея Лисицкого. 

Но, прежде чем перейти, собственно, к представленным идеям, напомним некоторые, быть может, слегка подзабытые факты из истории.

Построенная в 50-е годы прошлого века Рязанская выставка достижений народного хозяйства стала одной из шести региональных копий столичной ВДНХ. Каждый из 23 павильонов, демонстрирующих достижения области, был возведён на деньги того или иного предприятия – свои силы и средства вложили ламповый завод, завод металлокерамических изделий и даже скопинские шахтёры.

В одном только павильоне «Растениеводство» было представлено более 3 тысяч сортов пшеницы. На территории же Торгового городка было высажено в общей сложности порядка 12 тысяч кустарников и 2 тысяч саженцев плодовых деревьев. Рядом располагалось опытное поле с 12 сортами яблонь мичуринских сортов – некоторые из них сохранились в нынешнем саду юннатов, когда-то составлявшем с Торговым городком единое целое.

Что было дальше, хорошо известно: в 90-е годы Торговый городок превратился в стихийный рынок. Часть павильонов распродали. Сейчас в муниципальной собственности находятся лишь 12 павильонов. В прочих располагаются багетная мастерская, химчистка, мебельный склад и склад металлоконструкций. Некоторые павильоны стоят без крыши, почти во всех со времени постройки отсутствуют коммуникации – нет света и воды. Когда-то ухоженная территория зарастает диким кустарником и сорняками, и одних только сил волонтёров, чтобы поддерживать здесь порядок, увы, недостаточно...

Забегая вперёд, скажем, что по итогам стратегической сессии было представлено четыре проекта трансформации территории Торгового городка, рекомендуемых к дальнейшему рассмотрению.

Прочие идеи отбросили, как, например, радикальное предложение полностью снести комплекс старых зданий и возвести его заново с использованием современных материалов. Впрочем, по крайней мере, на наш субъективный взгляд, даже четыре лучших проекта выглядят пока, мягко скажем, чрезвычайно сырыми...

Итак, какими же способами предлагается вдохнуть в Торговый городок новую жизнь?

Город счастья и фабрика смыслов

Помните советский фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»? Аналог такого лагеря на территории городка предложили создать авторы проекта «Город простого счастья» – представители туристической сферы. По их замыслу, рязанцы, приходя в городок, смогли бы совершить путешествие в мир советского прошлого – с кафе-мороженым, автоматами газировки, танцплощадкой в стиле 70-х и прочим соответствующим антуражем, включая показ диафильмов и кино под открытым небом. Чтобы полностью погрузиться в прошлое, гостям на время посещения предложат сдавать в камеры хранения мобильные телефоны и прочие гаджеты.

Изюминкой же проекта, по словам заместителя гендиректора АНО «Центр развития туризма» Жанны Никоновой, могло бы стать световое оформление городка, и именно освещение символизировало бы собой свет истории и свет знаний...

От лирики – к вещам более приземлённым: за счёт чего затея могла бы окупиться? Авторы уверены: достаточно будет введения платы за вход, а также платных услуг, в том числе – проката. Мы, однако, позволим себе усомниться в том, что экономическая сторона проекта была проработана хоть сколь-либо тщательно...

Не менее спорной (и уж точно недостаточно продуманной) представляется нам и идея превратить Торговый городок в площадку для творческого самовыражения – с таким предложением выступили молодые рязанские архитекторы во главе с Ильёй Стюхиным. Вдохновляли авторов столичные арт-кластеры, такие как Центр дизайна ARTPLAY и дизайн-завод «Флакон». Торговый городок они так же хотели бы видеть креативным пространством, привлекающим самобытных художников и музыкантов.

Зарабатывать авторы предлагают, сдавая в аренду пространства для проведения фестивалей... Правда, будто забывают при этом, что в создание упомянутых выше пространств ARTPLAY и «Флакон» в своё время были вложены солидные частные средства и у инвесторов был чёткий план по привлечению арендаторов на реанимируемые промышленные территории. Тут же ничего этого пока нет и в помине.

Ещё одно «Сколково», или Верните ВДНХ!

Третья идея – создать на базе Торгового городка аналог инновационного центра «Сколково» с научными лабораториями, наукоёмкими производствами и прочая-прочая... Предполагается, что запустить «рязанское Сколково» можно будет на средства гранта, но в перспективе проект сможет-де выйти на самоокупаемость за счёт реализации идей.

Не очень ясно только, для чего нам ещё одно гипотетическое «Сколково», в то время как аналогичный проект (по созданию в Рязани крупного научного центра) уже вроде как решили воплощать в жизнь на базе бывшего училища связи...

Наконец, последняя, и, как нам кажется, пока единственная более или менее здравая мысль: создать на базе Торгового городка своего рода агрокластер с привлечением сельскохозяйственных предприятий области. По восстановлении павильонов участвующие в проекте аграрии смогли бы продавать в них свою продукцию, при желании – обучать детей растениеводству или животноводству. Одновременно на территории городка могут быть открыты заведения общепита, где можно будет попробовать сома (которого разводят в регионе) или картофель (семена которого можно будет приобрести тут же).

Авторы идеи считают, что подсобить с её реализацией должен федеральный минсельхоз. По нашему же скромному мнению главенствующую роль в финансировании следовало бы отвести крупнейшим сельскохозяйственным и перерабатывающим предприятиям области, и их руководство можно было бы заинтересовать в возрождении «рязанской ВДНХ».


Как резонно заметил один из экспертов Андрей Лисицкий, хоть каждая из озвученных идей и имеет право на существование, на деле придётся в большей степени думать о деньгах, нежели о творчестве. Сделать это место привлекательным для бизнеса и потенциально интересным для всех, кто мог бы заглянуть сюда в качестве гостя, – вот две главные задачи. И пока ни одна из идей не удовлетворяет этим задачам в полной мере, вопрос, как это сделать, остаётся открытым. 

Автор: Светлана Молодова
Вернуться к списку
Задать вопрос редакции