Рязанские кружевницы мечтают о музее

29.05.2019 13:00:00 Описание
Освоить ремесло кружевоплетения в Рязани может сегодня практически любой желающий. Всех увлечённых приглашают на бесплатные занятия в недавно созданную артель «Нить поколений», основатель которой – дизайнер, педагог, музейный работник, автор выставочных и музейных проектов в Рязани и области Айвина Атясова. Участницы этого клуба по интересам собираются в одном из залов Музея истории молодёжного движения. В день, когда здесь побывали мы, сюда пришли Ольга Киреева – мастерица с двадцатилетним стажем, а также Марина и Софья Горяиновы – ученицы «Школы для начинающих»...

Марина и Софья выступают в фольклорном ансамбле, и хотят украсить свои сценические костюмы михайловским кружевом «Кирпичики», которое плетут в первый раз.

А в перерывах между общением с кружевницами, Айвина Владимировна рассказывает нам, как получилось, что её покорило это ремесло, и почему интерес к кружевам в современном мире не угасает.


Художница и рукодельница


– Айвина Владимировна, когда вы начали учиться плетению?

– Начала плести на коклюшках я довольно поздно. В детстве была очень активным ребёнком: занималась и в вокальной, и в художественной студии, в театральном кружке при ТЮЗе, посещала взрослые курсы кройки и шитья… Но мой дядя, художник Виктор Ракитин, убедил меня, что идти в модельеры – не так престижно, как, например, стать живописцем или скульптором. И я поступила в РХУ на педагогическо-живописное отделение. На 4-м курсе, выйдя замуж, строила планы уехать из Рязани. Однако рецензент моей дипломной работы, Степан Михайлович Степашкин – тогда директор Областного художественного музея – предложил работать у него. И я стала научным сотрудником музея, где работала десять лет.
  
Однажды в наш музей привезли большую выставку вологодского кружева. Сотрудникам поставили задачу: подготовить юбилейную персональную выставку Дианы Смирновой. (Д. А. Смирнова – всемирно известная кружевница, возродившая традиции михайловского кружева и разработавшая собственные авторские приёмы. – Авт.). С детства я была знакома с Дианой Алексеевной: мы жили по соседству. Но когда пришла к ней уже как музейный работник, она только посмеялась: как же делать выставку о кружеве, если ничего не умеешь, а значит, и не понимаешь в этом деле? Тогда-то мы, научные сотрудницы РХМ, и пошли учиться в Институт усовершенствования учителей – на двухгодичные курсы по кружевоплетению. Диана Алексеевна руководила курсами, а практические занятия вели её лучшие ученицы, Ангелина Суслова и Тамара Малеева.

– Получается, вам повезло поучиться у самой Дианы Смирновой?

– Да. Это были и встречи с рассказами об истории рязанского кружева, и практические занятия. На курсы я пришла, как многие, «с нуля». А через два года занятий защитила итоговую работу на тему «Михайловская «павлинка». В это же время под руководством главного хранителя РХМ Татьяны Щегловой мы ездили в экспедиции в село Ижеславль Михайловского района для сбора экспонатов. Незабываемые впечатления! Во многом благодаря общению с Татьяной Павловной я совсем иначе стала относиться к декоративно-прикладному искусству. Появился интерес к изучению национальных костюмов, традиций, стала общаться со знающими людьми…
  
Потом было много всего: участие в фестивалях, поездки по зарубежным музеям и центрам ремёсел. В начале 90-х вместе с Еленой Валентиновной Колодкиной работали в творческом объединении «Вдохновение», она курировала вышивку, я – кружево. Позднее принимала непосредственное участие в подготовке интересных коллекций для ярмарки в Ганновере, в разработке «Краткого курса обучения кружевоплетению» и специальной программы для детей от трёх до восьми лет. Занималась с детьми – в 1-й художественной школе и студии кружевоплетения при Дворце пионеров, в гимназии имени святителя Василия Рязанского, в воскресной школе при музее-заповеднике Сергея Есенина, в школе №18 для детей с нарушениями слуха…


Ученицам – от трёх до… семидесяти четырёх


– А в каком возрасте, на ваш взгляд, успешнее всего учатся этому ремеслу? И до скольких лет ещё не поздно браться за коклюшки?
  
– По своему опыту могу сказать, что всегда, в любом творчестве есть особо одарённые дети. У меня была такая трёхлетняя мастерица во Дворце пионеров. Своих обеих дочерей и старшую внучку я начала учить плетению на коклюшках примерно с шести-семи лет. А самой возрастной моей ученице было 74 года.
  
Ведь кружевоплетение – это не просто рукоделие. Это ещё и очень полезное занятие для развития интеллекта и моторики рук, формирования характера. Достаточно посмотреть на детей, которые занимаются плетением на коклюшках, чтобы в этом убедиться.

– Сегодня в артель «Нить поколений» принимаете всех желающих?

– Принимаем и опытных, и начинающих. Идею создания сообщества любителей кружевоплетения в Рязани подсказали мне мои ученики. Во многих российских городах существуют музеи, производства, учебные заведения, даже закрытые частные клубы кружева. Мне посчастливилось общаться с большим количеством кружевниц из разных стран. Горжусь дружбой с михайловскими художниками: по кружеву – Татьяной Пресновой и по вышивке – Ириной Копытиной. Собрался большой личный архив литературы и материалов по всемирной истории кружевоплетения: это сколки, кружевные изделия, журналы и книги, инструменты и образцы материалов.
  
Теперь мы собираемся в Музее истории молодёжного движения раз в неделю по четвергам, с 18.00 до 20.40. И каждый занимается в меру своих возможностей и интересов – или в творческой мастерской «Кружевница», или в «Школе для начинающих». Помимо практических занятий, я читаю лекции по истории рязанского быта, промыслов и ремёсел, надеюсь, что не только мне это интересно. Очень важно поддержать желание людей разных поколений общаться, обмениваться знаниями и достижениями, устраивать конкурсы и совместные выставки, ездить друг к другу в гости. Скажу больше: давно уже созрела идея создать в Рязани музей кружева, со школой, мастерскими и лавкой.
  

Нестареющее ремесло


– Значит, ремесло это не уходит в прошлое, а вполне актуально и даже модно сегодня?

– Не устаю приводить в пример Японию, где плетение на коклюшках не было исконным промыслом и искусством. Кружевоплетение там начали осваивать лишь несколько десятилетий назад – и у них уже есть модельные дома, которые используют современное кружево в одежде; появился предмет – плетение на коклюшках – в различных учебных заведениях и реабилитационных медицинских центрах.

В Европе существует множество школ традиционного кружевоплетения, но есть и удивительные направления современного кружева, в которых работают талантливые дизайнеры. Каждые два года проходит Всемирный конгресс Международного союза мастеров игольного и коклюшечного кружева – OIDFA, в центрах кружевоплетения. Каждые три года – Международный фестиваль «VITA LACE» в Вологде. И я надеюсь, что в 2020 году наша рязанская делегация будет участвовать во всех мероприятиях вологодского фестиваля.

Беседовала Ольга Почина
Фото автора и из архива Айвины Атясовой
СПРАВКА «ВР»: Айвина Атясова родилась в Рязани. В 1981 году закончила Рязанское художественное училище. В 1981–91 годах работала в Рязанском художественном музее.
С 1987 года работает в партнёрстве с Олегом Григорьевичем Атясовым (ныне – преподаватель МГУКИ, председатель правления регионального отделения Союза дизайнеров России).
Автор проекта реконструкции здания, интерьеров и экспозиций Музея истории молодёжного движения; концепции, проекта и экспозиции «По обычаю дедову» в Певческом корпусе Рязанского кремля; экспозиции «Спас-Клепиковская второклассная учительская школа» в музее-заповеднике С. А. Есенина; экспозиции в Доме священника Смирнова – в цокольном этаже усадебного дома Кашиной.
Создатель Историко-технического музейного комплекса «Музей Обороны и Тыла» в деревне Баграмово Рыбновского района (до 31.01.2018 работала директором музея).
С 2008 года по настоящее время – преподаватель кружевоплетения в детской школе искусств в Луховицах.
Более 25 лет – художник по костюмам Театра народной песни «Узорочье».
Член Союза Дизайнеров России, член OIDFA, лауреат Есенинской премии в области литературы и искусства.
Вернуться к списку
Задать вопрос редакции