Задать вопрос
Разработка сайта:
Стартап студия Pushkin

Эх, прокачу!

8 Июня 2017

Думаю, старшему поколению рязанцев не нужно объяснять, кто такой дядя Слава. Во всяком случае, прогуливаясь в середине 70-х по набережной Трубежа тёплым летним вечером, вы всегда могли рассчитывать на помощь однорукого пожилого человека, который каждый вечер сидел на лавочке неподалёку от храма Спаса на Яру.

Суть услуг, предлагаемых дядей Славой, состояла в следующем. Допустим, у вашей компании возникло вполне естественное желание дополнить впечатления от прекрасного вида на панораму заливных окских просторов стаканчиком лёгкого сухого вина. Напиток-то вы предусмотрительно приобрели, а вот о сопутствующем инвентаре позаботиться забыли. Так вот, дядя Слава всего за 15 копеек предлагал горожанам и гостям Рязани штопор, чистый стакан и даже минимальную закуску. Кроме того, создатель этого своеобразного пункта проката за отдельную плату готов был сбегать в ближайший магазин и приобрести всё необходимое для продолжения банкета. Видимо, счастливая бизнес-идея приносила своему автору неплохой доход, во всяком случае, старшие товарищи рассказывали, что «кабачок у дяди Славы» успешно функционировал на территории главной достопримечательности областного центра как минимум лет пять. Так что о том, что прокат – дело, безусловно, прибыльное, в советскую эпоху были прекрасно осведомлены не только соответствующие государственные структуры, но и обычные граждане.

Слоган для пассажира

Начнём с небольшого исторического экскурса. Специалисты утверждают, что первые пункты проката появились ещё в эпоху Античности. В Древней Греции и Риме за вполне умеренную плату можно было взять во временное пользование ювелирные украшения, одежду, посуду и даже раба или приглянувшуюся рабыню. В Англии ХVII века члены королевской фамилии из особой милости давали свою одежду напрокат наиболее верным вассалам. А один из предметов гардероба высочайшей особы – королевский плащ – передавался во временное пользование за немалые деньги. И оно того стоило. Пока вассал-фаворит носил плащ короля, он считался его главным поверенным и мог от его имени совершать торговые сделки. В дореволюционной России система проката также была весьма популярна. Тогда это называлось иностранным словом «аренда», а вот слово «прокат» ввели в обиход московские извозчики, которые кроме своих прямых обязанностей выполняли ещё и функции дяди Славы, то есть предоставляли своим пассажирам необходимый инвентарь для приятного времяпрепровождения. Так что знаменитый рекламный слоган «Эх, прокачу!» на самом деле включал в себя не только возможности комфортного проезда.

«Рубин» по наследству

– Мы с моим приятелем и соседом по комнате в общежитии скидывались по полтора рубля каждый месяц и таким образом оплачивали взятый в пункте проката телевизор, – вспоминает рязанский врач Леонид Васин. – Это было очень удобно. Правда, чтобы стать счастливым временным владельцем чёрно-белого «Рубина», необходимо было в пункте проката записываться в очередь как минимум за месяц. Телевизоры, холодильники, проигрыватели, магнитофоны и прочая бытовая техника были более чем востребованны и, если уж их брали в аренду, то надолго – на год-два, не меньше. Например, наш заслуженный «Рубин» перешёл к нам по наследству от старшекурсников. Ребята, окончив институт, пришли в пункт проката и переоформили документы на наши фамилии.

Историки советской эпохи считают, что широкая сеть пунктов проката, которые существовали не только в областных центрах, но даже в крупных сёлах, была своеобразным решением проблемы товарного дефицита. И в какой-то мере это действительно было так. Кроме холодильников и телевизоров постоянным спросом пользовались столовые сервизы на большое количество персон. Свадьбы, юбилеи и прочие торжества чаще всего обеспечивались посудой и столовыми приборами, взятыми в аренду. При этом в договоре проката обязательно оговаривалась цена за «бой» и «порчу». Стоимость одного разбитого стеклянного фужера обходилась арендатору в 3 рубля, что по советским меркам было отнюдь не дёшево. Так что массовый бой посуды во время весёлого праздника мог привести, а иногда и приводил к серьёзным «разборкам».

По дороге к коммунизму

Прокат автомобилей. Эта услуга также существовала в СССР. Первый пункт проката автотранспорта открылся в Москве в 1956 году. Если верить архивным документам, в нём можно было взять в аренду на срок до полугода автомобиль «Победа» (в наличии имелось 6 штук), мотоцикл «Урал» с коляской (12 штук) и мопед «Вятка» (8 штук). Услуга пользовалась большой популярностью у населения. А после того как в 1959 году Никита Сергеевич Хрущёв побывал с дружеским визитом в США и ознакомился с тамошней системой автомобильного проката, в СССР начался настоящий расцвет аренды автотранспорта.

– Хрущёв считал, что аренда личных машин – это ещё один шаг на дороге к коммунизму, – объясняет преподаватель новейшей истории одного из рязанских вузов Николай Лебедев. – Кроме того, это отчасти решало проблемы советского автопрома. Легковых автомобилей в стране явно не хватало, стоили они дорого, а в прокате тарифы были вполне доступны даже при среднем достатке. Например, месячная аренда «Москвича» в середине 60-х обходилась советскому гражданину в 150 рублей. То есть среднестатистическая семья инженеров вполне могла себе позволить в отпуск оправиться в Крым или Прибалтику на арендованном автомобиле.

Конечно, просто так прийти в пункт проката и получить машину во временное пользование было затруднительно. Требовалось заполнить кучу бумаг и предоставить массу различных справок. Иногда весьма «экзотических». Например, в Рязани, да и в других городах, было обязательным членство в местном турклубе и подтверждающий документ об уплате членских взносов. Однако при всех бюрократических сложностях автомобильный прокат пользовался большой популярностью вплоть до конца 60-х годов прошлого века, когда после снятия Хрущёва со всех руководящих должностей все инициативы опального генсека были объявлены волюнтаристскими и противоречащими духу социалистического строительства. Однако в урезанном виде автомобильный прокат оставался в Москве и Ленинграде, где его услугами могли воспользоваться исключительно иностранцы.

Невесты на первом месте

Экспресс-мониторинг сегодняшней ситуации показал, что система проката отнюдь не умерла. Правда, государство полностью отдало этот вид бизнеса в частные руки. Например, у нас в Рязани собственно прокатных пунктов всего два. Хотя данные услуги оказываются фирмами как сопутствующие. На первом месте по спросу прокат свадебных аксессуаров и инвентаря. Средняя цена на платье невесты начинается от 1500 рублей. Костюм для жениха обойдётся несколько дешевле – от 1000 рублей.

Аренда автомобилей занимает по полярности второе место – почти новенькую «Шкоду» можно без проблем взять напрокат за 500 рублей в сутки. Туристический инвентарь (палатки, рюкзаки, спальные мешки и прочее) предоставляют турклубы и магазины. Цены вполне доступные.

Конечно, мы не претендуем на подробный экономический анализ. Как всегда, нас прежде всего интересует, каким было время молодости наших родителей. И мы ещё обязательно вернёмся в советскую эпоху, чтобы почувствовать, что изменилось в нас самих за прошедшие годы. До новых встреч на страницах «Вечёрки», уважаемые читатели.

КСТАТИ: В СССР товары напрокат выдавались при предъявлении паспорта в следующем порядке:
– гражданам с постоянной пропиской без взимания денежного залога;
– гражданам с временной пропиской с взиманием денежного залога в размере розничной цены предмета.
За пользование предметами взыскивалась плата по расценкам, установленным Исполкомом областного (краевого, городского) Совета депутатов трудящихся.