Задать вопрос
Разработка сайта:
Стартап студия Pushkin

Сами себе власть

6 Июля 2018 17:30

Живо ещё предубеждение, якобы, для России сама идея местного самоуправления неорганична. Мол, все эти мэрии, парламенты, муниципалитеты, уставы территорий – от лукавого. Между тем, 24 года назад нашей области дали добро на собственный Устав... 

Но прежде, чем вспоминать об этом примечательном событии, скажу, что в российской глубинке с давних времён были свои традиции общественного устройства, идущие ещё от сельской общины. Опираясь на них, уже после отмены крепостного права, власти пытались выстроить институт земства.

Но и тогда, и позднее, большинство попыток внедрить на российской почве механизмы европейского парламентаризма и местного самоуправления на местах встречали, мягко говоря, с непониманием…

Сегодня с помощью рубрики «Из архива «Вечёрки» мы вернёмся в июль 1994-го. В это время в городах страны активно разрабатывали и внедряли собственные Уставы территорий. Что это такое и сегодня-то, думаю, не все хорошо понимают. А уж почти четверть века назад сама идея необходимости местного самоуправления нуждалась в разъяснениях.

Радикальная демократия

«Будет у Рязани миниконституция» – под таким заголовком в одном из июльских номеров 1994 года в «Вечерней Рязани» было опубликовано распоряжение администрации региона и Рязанской областной Думы о создании комиссии по разработке Устава Рязанской области.

«...Документ, приведённый выше, конечно мудрёный» – признавались в редакционном комментарии наши коллеги. – «И если говорить попросту, то предусматривает он подготовку и утверждение Устава области, этакой своеобразной местной миниконституции...».

Рязань была в числе городов-первопроходцев в деле внедрения местной демократии. Причём порою в довольно радикальных её формах...

Наши коллеги напоминали горожанам, что за работу над первым Уставом региона в областном центре взялись ещё в 1992-ом. Приняв известный призыв Бориса Ельцина: «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить!», местные законотворцы, по сути, создали модель «удельного княжества» практически автономного от федерального центра. Тот Устав встретил активное противодействие, как со стороны левых коммунистических сил, так и со стороны правых. А наши рязанские законодатели получили в столице от ворот поворот...

«...А вот нынче (в 1994 году – Авт.) прямо из столицы по регионам, следует команда», – сообщалось в газетной статье. – «Теперь для всеобщего государственного благополучия каждой области или краю хорошо бы заиметь свой Устав».

Главная причина такой перемены, по мнению наших коллег, состояла в следующем: пришло время подвести правовую и законодательную базу под местное самоуправление, разграничив, таким образом, функции федеральных и местных органов власти.

«...В комиссию и рабочую группу включены люди довольно солидные и компетентные», – писали коллеги. – «Причём не только представители властей, но и общественных организаций, профсоюзов и т.д., то есть Устав области будет отвечать потребностям всех слоёв населения. За основу берётся модельный Устав области, проект которого разослан на места аж из столицы...».

За разумность и последовательность

Всё в том же месяце – июле 1994-го наша газета ещё раз вернулась к теме создания местного регионального Устава. Корреспондент «Вечёрки» Юрий Белкин побывал на брифинге в областной администрации, где необходимость работы над «конституцией» региона разъяснял советник главы обладминистрации Сергей Вобленко, а помогали ему в этом другие представители областной и городской власти.

«...Сергей Вобленко считает, что сегодня Россия во многом находится в ситуации схожей с периодом 1861-1871 годов, когда крепостное право было отменено, и мы оказались перед выбором – каким путём двигаться дальше», – делился своими впечатлениями от услышанного на брифинге Юрий Белкин. – «Надо либо создавать условия для предпринимателя, частной инициативы, таким образом, создав крепкий «средний класс», и помогать ему. Либо остаётся опять прийти к жёсткой централизованной системе с безымущим населением, что, как показала история, рано или поздно заканчивается тоталитаризмом. И тот, и другой путь в России были испробованы. Первый начинался реформами Столыпина, второй ознаменовался октябрём 17-го года. Местные власти нужны. Но какими быть властям?».

По мнению Сергея Вобленко ответить на этот вопрос должна была программа, разрабатывавшаяся рабочей группой, собранная из профессионалов разных направлений. И ориентирована эта программа была на «разумное, последовательное и постепенное (10-15, может быть, 30 лет) построение системы местного самоуправления на территории области».

В чём польза для старушки?

С дистанции почти в четверть века можно, конечно, снисходительно улыбнуться, мол, как наивны были эти первые реформаторы-идеалисты. К слову сказать, тогда попытки «транслировать» самые широкие права и обязанности местному самоуправлению предпринимались по всей России. При этом с одной стороны у руководителей регионов присутствовало желание самостоятельности и автономии от федерального центра. С другой же – было понимание, что без федеральных дотаций им просто не выжить. В том, как совместить эти два несовместимых фактора и состоял основной вопрос в процессе подготовки местных «конституций».

Отвечали на него по-разному. Например, у наших соседей в Тульской области ставку решили делать на работу местного оборонного комплекса, и за счёт него решать экономические задачи. Отчасти это удалось, благодаря твёрдости позиций местного руководства. Но дефолт 1998 года похоронил идею самостоятельного выхода на международный рынок торговли оружием, а, вместе с ней, и мечты о хотя бы частичной независимости.

У нас в Рязани ни о чём подобном даже и не мечтали, хотя потенциал оборонной промышленности у нас был не менее значимым, чем у соседей. В декабре 1996 года регион надолго вошёл в «красный пояс». А, как известно, губернатор-коммунист Вячеслав Любимов сугубо отрицательно относился ко всем этим «демократическим штучкам», и из всех форм местного самоуправления признавал исключительно Советы крестьянских и рабочих депутатов... В результате первую редакцию Устава региона Рязанская областная Дума приняла лишь в октябре 1998 года.

«...Для обыкновенного читателя всё опубликованное выше может показаться слишком сложным», – продолжал свой рассказ о брифинге в областной администрации корреспондент «Вечёрки» образца 1994 года Юрий Белкин.– «Чтобы как-то упростить ситуацию я задал всем присутствующим один вопрос: «А какую конкретную пользу принесёт обыкновенному рязанцу, или старушке из глухой Шиловской деревни принятие Устава области и Программы по формированию властей?». Ответ был следующий: «Старушка будет знать, к какому конкретно человеку обратиться по всем возникающим у неё проблемам. И кому пожаловаться, если эти проблемы не решаются…».

Согласитесь – эта своеобразная трактовка формирования основных демократических институтов российского общества выглядит странновато. Как тут не вспомнить многократно упоминаемую всеми специфику менталитета? Вообще-то во всех странах с развитой системой местного самоуправления всё происходит с точностью до наоборот. Это власть должна находить старушку, и спрашивать, какие у неё проблемы...

СПРАВКА «ВР»: Устав (основной Закон), по которому Рязанская область живёт в настоящее время, был принят решением Рязанской Областной Думы 2 ноября 2005 года. Последние изменения в Устав Рязанской области вносили в июне 2017 года.

Фото httpgov.cap.ru