Задать вопрос
Разработка сайта:
Стартап студия Pushkin

Реинкарнация «Берёзки»

2 Июля 2019 09:28

20 лет назад, в начале июля 1999-го «Вечёрка» провозгласила весть о возвращении в наш город легендарного фирменного электропоезда времён СССР – «Берёзка»! Правда, как уточняла газета, под куда менее романтичным названием – «Экспресс Рязань - Москва». С тех пор эти самые экспрессы так и курсируют от станции «Рязань-1» до Казанского вокзала. Разве что два десятилетия назад добраться до столицы можно было за 31 рубль, а теперь самый дешёвый билет на «Экспресс» стоит более 600 рэ...

Само собой, пусть «Экспресс» и не был никогда «наследником» той самой «Берёзки» (заводы-производители были разные, да и поезда по сути – разные), удержаться от аналогий было невозможно.

Это сейчас, в представлении молодого поколения, «Берёзка» обосновалась где-то в категории преданий о нашем советском прошлом, вероятно, по соседству с одноимёнными валютными магазинами... А в конце девяностых рязанцы ещё хорошо помнили фирменный электропоезд, курсировавший утром – в сторону Москвы, и вечером возвращавшийся в Рязань. В поезде этом (невиданное дело!) вместо деревянных скамеек (или сидений, обитых дешёвым кожзамом) были мягкие кресла, с откидывающимися спинками. До Москвы «Берёзка» была способна домчать пассажиров за 3 часа 20 минут, тогда как обычная электричка «ползла» до столицы примерно на час дольше.

Во второй половине девяностых пассажирские электропоезда тратили на дорогу до Первопрестольной где-то столько же времени, сколько и сейчас – 3 часа 40 минут. Единственным их сомнительным преимуществом (по сравнению с нынешними временами) была возможность для беспрепятственного курения в тамбуре, что радовало курильщиков, и, понятное дело, не радовало некурящих. Но вряд ли кого радовали грязные вагоны, рваные лоскуты всё того же кожзама на сиденьях, бесконечные вереницы «коробейников», торгующих всем подряд... В общем, без малого четыре часа такой дороги были одинаково утомительны для всех.

Поэтому-то появление «Экспресса» на вокзале «Рязань-1» в июле 1999-го горожане восприняли как однозначно позитивную новость.

Дело не в названии...

Как справедливо признавал автор заметки на страницах «ВР» Валерий Северцев, было не так уж важно, что фирменный электропоезд не сохранил своё прежнее название – «Берёзка».

«...дело не в названии. Дело в комфорте. А вот его-то хватает. Ровно половина поезда – вагоны первого класса. Три вагона – второго (с откидными мягкими креслами, в общем, как в старой-доброй «Берёзке»). Оставшиеся два вроде бы напоминают обычную электричку, но не совсем. Уютнее они как-то: пол ковролином устелен, да и чистота гарантирована, поскольку следить за ней будут проводники».

Даже курильщики, которым дымить в новом поезде строго-настрого воспрещалось, не слишком из-за этого расстраивались. Главное, до Москвы «Экспресс» был готов довезти вас за 2 часа 35 минут, быстрее, чем любой другой из существовавших тогда видов общественного транспорта.

К слову, этот своеобразный «рекорд времени» не преодолён и по сей день. Первый «Экспресс Рязань-Москва» делал единственную остановку – в Коломне. Теперешние же останавливаются чаще, и на дорогу до столицы тратят от 2 часов 40 минут до 2 часов 45 минут.

Шик для пассажира электрички

Экспрессы до Москвы давно уже лишились вагонов третьего класса по причине их нерентабельности. Большинство из нас старается теперь купить билет во второй класс, ну уж, если не получится, тогда берёт в первый...

Но 20 лет назад едва ли не каждый считал своим долгом хотя бы раз прокатиться до столицы с максимальным комфортом! (В первый класс за 49 рублей – могли себе позволить!) На два с половиной часа забуриться в бар, и безмятежно любоваться пролетающими за окнами пейзажами – был во всём этом какой-то совершенно не советский шик. Позже-то, конечно, всё это стало обыденным. Потом и баров в экспрессах не стало, им на смену пришли проводники с продуктовыми тележками.

В июле 1999-го запечатлеть себя для истории в вагоне нового электропоезда сочли обязанными заместитель губернатора Геннадий Игнатьев и глава городской администрации Павел Маматов (с дочкой).

А на специально организованной пресс-конференции для СМИ объявили о планах уже в скором времени приступить к реконструкции платформ и вокзала на станции «Рязань-2». Воплотить эти планы в жизнь намеревались в 2000 году. В реальности, правда, сделать это удалось только в 2014-м...

КСТАТИ: В 1999-м Рязань стала вторым городом в России, до которого от Москвы начал курсировать скоростной электропоезд «Экспресс». Первой в этом списке была Тула.
Интересно также, что приобретение «Экспресса», построенного на Демиховском машиностроительном заводе (в Московской области), обошлось железнодорожникам в 44 млн рублей по ценам 1999 года. В то же время Рижский вагоностроительный завод за строительство самой обычной электрички требовал не менее 60 млн рублей.

Использованы фото pastvu.com, train-photo.ru, railwayz.info