Сказочник Шекспир

28.11.2014 Описание

Нынешний театральный сезон в областном центре стал урожайным на шекспировские спектакли. Чуть более двух месяцев прошло после премьеры «Короля Лира» в театре драмы, и вот вчера на сцене театра для детей и молодежи ожили герои трагикомедии великого англичанина «Зимняя сказка».

– Эта пьеса увлекает меня очень давно, – вспоминает художественный руководитель театра Марина Есенина. – Еще во время учебы в ГИТИСе я задумывалась над возможностью ее постановки. А потом еще много раз возвращалась к этой мысли.

– И все-таки, почему именно «Зимняя сказка»?

– Потому что в ней, на мой взгляд, говорится об очень важных вещах... И хотя сюжет полон сказочных коллизий, основной для меня является тема потерянного времени. Потерянного из-за нашей глупости, подозрительности, эгоизма, неумения услышать любимого человека. Да, финал у всей этой истории вроде как счастливый, но ведь между первым и вторым действием проходит шестнадцать лет... Шестнадцать лет, которые уже не вернуть...

Принципиально не станем пересказывать сюжет. Возможно, для кого-то это будет поводом посмотреть спектакль или прочитать Шекспира. А еще лучше сделать и то и другое. Наш разговор с Мариной Есениной состоялся накануне премьеры, после генеральной репетиции, и мы еще не знали, как примет зритель новую версию шекспировской трагикомедии.

– Мы живем в эпоху постмодернизма, – печально улыбается режиссер. – И, честно говоря, этот постоянный стеб над всеми и над всем мне основательно поднадоел. Шекспир – это глубокие чувства, большие страсти, возможность вывести на первый план актера, дать ему шанс обратиться в зрительный зал с возвышенным монологом. Разве это не здорово?!

«Я умею рассмешить зрителя»

– Вы считаете, что сегодняшний актер готов к такому прочтению Шекспира?

– Безусловно, это требует определенной школы. Но мы вместе прошли по этому непростому пути. Было очень интересно работать. И потом, в нашей труппе есть артисты, которым сам Бог велел играть в шекспировских пьесах. Светлана Гузикова, например. Она великолепно умеет работать со стихом, доносить смысл, не теряя в то же время ритма и размера поэтической строки.

«Зимняя сказка» – поздняя пьеса Шекспира. При желании в ней можно услышать мотивы «Ромео и Джульетты», «Отелло», «Макбета». Правда, здесь они переосмыслены совсем по-другому. Первая половина рязанского спектакля, следуя авторской воле, полна трагическими перипетиями и роковыми страстями. Зато второй акт – это уже Шекспир «Двенадцатой ночи», «Много шума из ничего» и «Виндзорских насмешниц».

– Я поставила довольно много комедийных спектаклей, – признается Марина Есенина. – И, уж поверьте, умею рассмешить зрительный зал. Но в этом спектакле мне хотелось попробовать свои силы в несколько ином ключе. Хотя комедия, и даже фарс, здесь вполне органичны. Сам Шекспир определил жанр – трагикомедия.

– И все же, согласитесь, сегодняшний зритель привык к несколько другому театру. Возможно, ему будет сложно воспринимать язык Шекспира?

– Во-первых, откуда эта убежденность, что зрителю всегда должно быть легко? Ведь настоящее удовольствие может доставлять не только бездумное веселье, но и сопереживание, работа мысли. А во-вторых, пьеса и, надеюсь, наш спектакль говорят о вечных человеческих чувствах: любви и ревности, ненависти и доброте. И пусть в сегодняшней жизни вряд ли кто-то говорит шекспировской строкой, но она, на мой взгляд, гораздо больше подходит для разговора на тему верности и предательства, чем унылый и плоский язык СМС и социальных сетей.

Школа мастера

Марина Есенина родилась в Рязани. Папа был офицером, семья попутешествовала достаточно. До 7 лет жили на Дальнем Востоке на советско-китайской и советско-корейской границах. Практически всё ее детство прошло на погранзаставах. В 1977-м родители вернулись в Рязань. Училась в областном центре. Потом семья переехала в Мурмино. Заканчивала Марина местную сельскую школу. С детства мечтала стать археологом. Но на вступительных экзаменах нужно было сдавать иностранный язык, а в Мурмино с обучением иностранному было, мягко говоря, напряженно. Поступила в Рязанский филиал Московского института культуры на режиссерский. Как оказалось, в профессии режиссера очень много общего с работой археолога. Те же кропотливые раскопки, когда слой за слоем снимаешь десятилетия, чтобы в конце открылась изначальная истина, заложенная автором.

После окончания МГУКИ работала в Рязанском городском дворце творчества детей и юношества руководителем театра-студии. В 1995 году на базе института культуры организовала фестиваль любительских театров «Пьяная вишня».

Потом был режиссерский факультет ГИТИСа, мастерская Марка Захарова. Школа мастера давалась непросто. Есенина даже уходила из института... Но в итоге снова вернулась и закончила обучение с красным дипломом. Дипломный спектакль ставила в Рязанском театре драмы, куда и была принята на должность очередного режиссера. Проработала шесть лет и ушла в свободное плаванье. Ставила в Красноярске, Минусинске, Курске, Бугульме, всего около 40 спектаклей. Вернулась в Рязань. В Театр на Соборной.

Побольше солнечных дней!

– Марина, каково было учиться у самого Захарова?

– Трудно… я бы сказала, очень трудно. Помните знаменитые цветаевские строки: «Я учу: ногам полезно раскаленное железо…»? Вот и Захаров вполне осознано вел нас к пониманию, что в профессии режиссера чего-то добиться можно только ценой очень непростых духовных поисков и титанического труда. Кроме того, реальная театральная жизнь – далеко не санаторий. И без умения, несмотря ни на какие мнения и отношения, добиваться реализации собственного видения спектакля режиссер не сможет. Так что захаровская школа выживания готовила нас к реальной жизни в театральном коллективе. И надо признать, готовила очень неплохо.

На мой взгляд, театр – это не профессия. Это способ постижения мира. И режиссура – лишь инструмент для этого процесса. Самым большим комплиментом в моей жизни стал тот, который услышала от маленького мальчика, сына подруги. После новогодней сказки «Три желания Морозко» он подошёл ко мне и сказал: «Тетя Марина, какая у вас замечательная работа – сказки придумывать!» Сегодня для нашего зрителя мы показываем еще одну сказку. Во всяком случае, сам гениальный автор назвал ее именно так. Правда, это особая сказка – зимняя. Как и в жизни каждого человека, в ней после холодов и метелей наступают солнечные дни. Очень хочется, чтобы их было побольше!

Автор: Михаил Колкер
Теги: Культура
Вернуться к списку
Задать вопрос редакции