Блиц с пожеланиями к столетнему юбилею

27.08.2019 19:45:00 Описание
На самом деле российскому кинематографу будет поболе одного века. Если считать от дня премьеры первого русского фильма «Понизовая вольница», то в октябре с момента рождения кино в нашей стране исполнится 111 лет. А если вспомнить первый в Российской империи киносеанс, можно насчитать и 123 года... Правда, в Петербургском саду «Аквариум» в 1896-м демонстрировали фильмы братьев Люмьер, так что к отечественному кино эта дата, пожалуй, имеет разве что косвенное отношение. А вот декрет о национализации кинодела в РСФСР был принят 27 августа 1919-го, то есть ровно век назад! От этой даты мы и держим отсчёт.

Мы решили, что День российского кино – это хороший повод, чтобы обратиться к тем наших землякам, чья жизнь и работа имеют (имели ранее) к кинематографу самое прямое отношение.

Для нашего блиц-опроса мы попросили их ответить: что хорошего и обнадёживающего по их мнению происходило (происходит) в российском кино за последние годы? И что в честь значимой даты они могли бы пожелать отечественному кинематографу?

И да, предупредим сразу, пессимистические высказывания (так же как и оптимистические) мы не цензурировали никоим образом. У нас всё честно...


Анатолий Осипенков, многолетний руководитель народной детской киностудии «Волна», член Союза фотохудожников России


– Говоря о сегодняшнем российском кино, я бы разделил кино документальное и художественное. В документальном, на мой взгляд, в последние годы наблюдается заметный прогресс. Как работает сегодня молодёжь, с какой лёгкостью молодые люди, свободные в своём выборе, поднимают смелые социальные темы... Мы в своё время могли о таком только мечтать.

А вот в кино художественном, к сожалению, наблюдается сплошной «серый забор». Крайне редко что-то обращает на себя внимание...

Пожелать нашему кинематографу я мог бы только одного – дальнейшего развития, вопреки всем объективным и субъективным трудностям. В истории любого вида искусства бывают спады и подъёмы. И, думаю, в отечественном кино, раньше ли, позже, всё тоже встанет на свои места.


Станислав Номероцкий, оператор, кинодокументалист


– Я бы хотел пожелать российскому кино большего охвата проблем, что стоят сегодня перед обществом. Кинематографистам – научиться обращать внимание на конкретного человека. Не на условного бизнесмена, не на представителя некоего среднего класса, а на человека труда, который создаёт что-то своими руками. С его нуждами, заботами...

И всем, чья работа имеет отношение к кинопризводству, я бы пожелал не забывать об истории российского кино, о его лучших образцах. Не зная, с чего начиналось, и какой путь преодолело кино в России, крайне сложно создать что-то новое и действительно стоящее.


Владимир Иванов, руководитель народной киностудии «РГРТУ-фильм»


– Найти в современном российском кино что-то обнадёживающее не так-то легко... Массовое отечественное кино продвигают насильно, за счёт переноса мировых премьер. Что-то прогрессивное можно разглядеть разве что в короткометражном формате, и в работах независимых авторов. Но и тут зачастую прогресс связан с развитием технологий: доступностью качественного оборудования, возможностями постобработки... Идейная же составляющая деградирует.

Кино – производная экономических отношений. И в настоящее время многое определяется исключительно стремлением минимизировать издержки. Киноделы экономят на дополнительных дублях, на проработке локаций, на реквизите, на оплате труда специалистов, нередко предпочитая тех, кто менее профессионален, но стоит дешевле.

Когда же главенствующую роль играют реклама и административный ресурс, позволяющий пропихивать на экраны откровенные поделки, качество продукта становится вторичным...

Изменения этой формации существования я бы хотел пожелать российскому кино в первую очередь.


Виктор Новичков, художественный руководитель школы кино и телевидения «Кинолаб»


– Наше кино переживает непростой этап своей истории. И всё же, по моему мнению, в последние годы наметилась положительная динамика к возрождению отечественного кинематографа. Появляются яркие картины, которые с удовольствием смотрят не только в России. И зритель, как говорится, голосует ногами за фильмы добрые, патриотичные... При этом бьют рекорды посещаемости фильмы не с новомодной компьютерной графикой и спецэффектами, а те, в которых во главе угла – человеческие отношения. Это значит, что приходят новые авторы и режиссёры, готовые браться даже за самые непростые темы. Это значит, что и наша актёрская школа по-прежнему на высоком уровне. Это значит, в конце концов, что у нас будет больше хорошего кино. Просто нужно работать...


Владимир Холмогорский, историк кино


– Хочется пожелать российскому кинематографу продолжить своё существование как искусству. Или же хотелось хотя бы надеяться на это...

Понятно, что сегодняшний кинематограф стал слишком дорогим, чтобы позволять себе творческие эксперименты. Но, выскажу мнение, что мы сейчас стремительно откатываемся к стилистике кинематографа 30-х годов, стремившейся к визуальной безупречности, но напрочь лишённой образности и самобытности. Это явление в искусстве ещё иронически называют гладкописью... Вместе с тем, тогдашняя «гладкопись» кино в какой-то степени компенсировалась наличием творческих индивидуальностей. Ныне, увы, с этим гораздо хуже.
P.S. Мы были просто обязаны пригласить к участию в нашем блиц-опросе ещё одного рязанца, чья биография прочно ассоциируется с увлечённостью историей российского кинематографа. Увы, но пока нам не удалось связаться с бессменным руководителем клуба «Кинематограф» и основателем кинофестиваля «Окраина» Александром Никитиным. Обещаем, как только мы это сделаем, сразу дополним публикацию! Использовано фото liblbt.yanao.ru 
Автор: Александр Абрамов
Вернуться к списку
Задать вопрос редакции