Задать вопрос
Разработка сайта:
Стартап студия Pushkin

Пол-литровая коммерция

10 Ноября 2017 20:31

Речь в сегодняшнем выпуске рубрики «Из архива «Вечёрки» пойдёт о вопросе животрепещущем. Отношение к алкоголю в нашей стране всегда было лакмусовой бумажкой, по цвету которой определялось состояние общества. И сразу скажу: мы считаем разного рода алкогольные излишества социальным злом и пропагандировать их ни в коем случае не собираемся!

Четверть века назад Рязань (как, впрочем, и вся Россия) была взбудоражена резким скачком цен на горячительные напитки. Началось всё ещё в сентябре 1992-го с постановления тогдашнего и.о. председателя правительства России Егора Гайдара. С его подачи местным органам власти было разрешено самостоятельно устанавливать размеры торговых наценок на различные продукты. Наш регион отреагировал 13 ноября 1992 года, когда увидело свет постановление областной администрации о предельных торговых надбавках на молоко, сахар, растительное масло, мясо (не выше отпускных цен на 15%), а также на винно-водочные изделия в Рязани – не выше, чем на 10%, а в области – не выше, чем на 15%. Магазинам продавать вино и водку с такой скромной наценкой стало невыгодно, и уже вскоре доступная по цене алкогольная продукция почти исчезла из оборота...

В «вечёркинской» статье под красноречивым названием «Водка –всему голова» происшедшее объясняли следующим образом:

«...схема исчезновения дешёвой водки из магазинов и появление её, но уже по рыночным ценам, в изобилии на лотках и в киосках проста, как гранёный стакан. Директор магазина, или замдиректора, или товаровед оптом сдают полученную с завода водку разворотливой фарце. С каждой бутылки сдатчики получают до 50 рублей. Скупщики же наваривают от 70 до 100 рублей с пол-литры. В результате стоимость одной бутылки доходит до 250 рублей...»

Конечно, сегодня такой откровенный механизм обогащения вызывает некоторую оторопь. Но напомню читателям, что эти события происходили четверть века назад, когда лозунг: «Что не запрещено, то разрешено» стал практическим руководством к действию для едва нарождающегося класса новых российских коммерсантов. «Наварить» на всём, на чём только возможно, считалось нормальным делом. А уж задрать цены на «неё, родимую», учитывая ажиотажный спрос, сам бог велел.

Возвращение очередей

«...Самое интересное, что народ берёт популярный продукт и по 250 рублей! – продолжали анализ ситуации на местном алкогольном рынке наши коллеги. – Да ещё как берёт! А этот факт, вне зависимости от того, нравится он кому-нибудь или нет, свидетельствует о следующем: на водку установилась реальная цена, в полном соответствии с рыночным законом спроса и предложения».

А вот фрагмент другой публикации, датируемой всё тем же незабываемым 1992 годом...

«... Изобилия в магазинах после распоряжения главы областной администрации Льва Башмакова не наблюдается. Зато кое-где всё же появилась водка по цене 120-130 рублей за бутылку. Одновременно выросли слегка забытые, но до слёз знакомые очереди. И сразу начался беспредел: старушек-пенсионерок, закупающих этот товар пораньше, к обеду начинают теснить мужики в спецовках, а часам к четырём гудящую и страждущую толпу назвать очередью уже трудно. Отмечены неоднократные случаи мордобоя...»

Ещё раз напомню сегодняшним читателям. Этот рассказ – лишь попытка передать атмосферу времени. И давать какие-либо морально-нравственные оценки не входит в нашу задачу.

«...Водку берут помногу, целыми сумками. Особенно усердствует крутая фарцовая молодёжь, предпочитающая подъезжать к магазину на авто, брать ящиками и, разумеется, без всякой очереди.

Нет смысла объяснять, где эта водка «всплывает» впоследствии. На улице поллитровка тянет уже на 250-280 рублей…»

Занимательная «астрономия»

Не могу отказать себе в удовольствии и практически полностью привожу издевательски-ироничную информацию из заметки всё на ту же алкогольную тему под заголовком «Астрономия» из ещё одного ноябрьского номера «Вечёрки» за 1992 год.

«...Жителям дома № 59 по улице Горького кое-кто может позавидовать. Ещё бы! Прямо в одном из подъездов дома, в магазинчике, переделанном из обыкновенной квартиры, можно запросто купить бутылку и просто заказать граммов сто «для сугреву». Называется это кафе-распивочная «Меркурий». Но некоторые несознательные клиенты иногда здесь так «намеркурьиваются», что тут же, не выходя из подъезда, устраивают своеобразный планетарий, шумно обсуждая проблемы как космического, так и бытового масштаба. Удивительно, но такая обстановка почему-то пришлась не по нраву жильцам означенного дома. Равно, как и перспектива заиметь в своих подъездах филиалы общественных туалетов».

По стопам героев О`Генри

Справедливости ради скажем, что наши коллеги рассматривали не только «потребительский» аспект востребованности алкогольной продукции. Газета информировала читателей и о новейших методах борьбы с этим социальным злом.

«...Человечество давно мучил вопрос: почему у лиц, употребляющих спиртные напитки, со временем развивается безудержное влечение к алкоголю? Почему под влиянием своей тяги к алкоголю они разменивают своё благополучие и благополучие своей семьи на стакан водки? – спрашивал носитель псевдонима Шехтман в статье под заголовком «Метод доктора Медведева». А вместо ответа неожиданно заявлял: мол, справиться с этой тяжелейшей проблемой – раз плюнуть!

«...При введении в мозг пьющего человека средства доктора Медведева «Рофанил» полностью подавляется пристрастие к спиртным напиткам. Препарат хорошо переносится, не имеет побочных действий и противопоказаний».

По словам автора статьи, целебное действие рофанила давно уже было известно врачам. Только вот беда – для его успешного применения необходимо воздействовать непосредственно на головной мозг или на спинномозговую жидкость пациента, что, как понимаете, затруднительно. В общем, медицина встала перед неразрешимой проблемой: лекарство найдено, но как его применять – непонятно...

« ...И тут на помощь учёным пришёл практикующий врач-нарколог из Вологодской области Г.И. Медведев. Оказывается, если закапать рофанил на слизистую оболочку глаза, то препарат оказывает такое же воздействие, как и после введения его внутрь головного мозга. Одного сеанса достаточно для снятия влечения к алкоголю на один год!»

Позволю себе ещё одну авторскую ремарку. Простим нашим коллегам явно рекламную статью. И, опять-таки, не будем забывать о времени. В начале 90-х многие из нас наивно верили в существование чудо-препаратов, способных с лёгкостью излечивать от чего угодно, в том числе и от алкоголизма. Дескать, раньше, при советской власти, от нас их скрывали... А сейчас – закажи пузырёк, и путь к выздоровлению всегда под рукою. Прекрасно помню, что флакон этого самого «чудодейственного» рофанила стоил около пяти тысяч рублей: серьёзные деньги по тем временам! А после покупки выяснялось, что одного сеанса, как прежде утверждал доктор Медведев, недостаточно. И необходимо прокапывать лекарство ежедневно в течение трёх месяцев. Эффект же, якобы, мог наступить лишь в комплексе с психотерапией и сеансами гипноза. Для этих целей, как сообщалось в статье, сам автор уникальной методики доктор Медведев должен был приехать в Рязань и провести специальный сеанс в ДК Станкозавода (ныне ДК «Приокский»). Входной билет стоил две тысячи рублей. В общем, нечто подобное уже предлагали жителям маленького американского городка герои О`Генри – неунывающие мошенники Энди Таккер и Джефф Питерс…

P.S. Как же повлияли на нас те времена, какой след оставили? Пытаясь ответить на этот вопрос, стоит вернуться не на 25 лет назад, а ещё раньше – в май 1985 года, когда вышел указ за подписью генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачёва «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма».
Именно оттуда берёт своё начало явление, которое некоторые социологи окрестили «синдромом антиалкогольного указа», и последствия которого, по их же мнению, будут наблюдаться в России ещё долгое время.
Имеется в виду следующее: любые запретительные меры в области торговли спиртным моментально вызывают ажиотажный спрос как на водку, так и на прочие алкогольные напитки...