«Космос» нашей «Юности»

30.01.2015 Описание

Сегодня трудно себе представить, но еще каких-нибудь сорок лет назад для нас, пацанов из Приокского поселка, поход в кино было целым событием. Хотя в кино мы ходили довольно часто...

В воскресенье самостоятельно с друзьями, а нередко и в будни – школьные кульпоходы на утренние киносеансы были в порядке вещей. Стоило данное удовольствие (смешно сказать!) 15 копеек. Для сравнения, буханка черного хлеба в то время стоила 18 копеек, а знаменитый рязанский пломбир в вафельном стаканчике ровно столько же, сколько и билет на утренний сеанс.

Свой кинотеатр был практически в каждом рязанском микрорайоне. «Космос» на улице Энгельса в Приокском, «Юность» на Островского в Горроще, чуть позже появились «Октябрь» на улице Новоселов в Песочне и «Москва» на Московском шоссе.

Наш родной «Космос» открывали в конце 60-х с большой помпой. Космическая тема тогда была необыкновенно популярна, и огромное мозаичное панно на фронтоне новенького культурно-досугового учреждения, по замыслу авторов, должно было символизировать устремленность нашей страны к покорению необъятных просторов Вселенной. Да и само здание из стекла и бетона, как тогда казалось, воплощало самые современные тенденции архитектурной моды.

Репертуар... Новые фильмы появлялись каждую неделю. На утренних сеансах обычно шли мультики или что-нибудь из детского «меню». Например, знаменитая эпопея про армию Трясогузки или чудесные сказки Александра Роу «Варвара-краса, длинная коса» или «Олень – Золотые рога». Ну а с 15.00 начиналось взрослое время... В исключительных случаях, когда в Рязани появлялась какая-нибудь зарубежная новинка, под нее отдавали все сеансы с 9.00 до 21.30.

Суровые слезы пролетариата

Помню, как в нашем «Космосе» один за другим прошли три фильма о Фантомасе. Попасть на них было очень сложно. За билетами выстаивали огромные очереди. Например, мы с друзьями, отстояв часа полтора, смогли купить билеты только на утренний сеанс. А индийские мелодрамы с Раджем Капуром? А знаменитый мексиканский фильм «Белые розы для моей черной сестры»? Я отлично помню, как рыдали мои одноклассницы в темном кинозале «Космоса»... Да что там одноклассницы – здоровенные мужики, работяги с «Красного знамени» и станкозавода, и то шмыгали носами и печально вздыхали, когда главная героиня подписывала согласие на операцию по пересадке сердца. Нет, дорогие мои читатели, такого кино сегодня уже не делают... А может, просто мы стали совсем другими?

А бывало и так, что в наш «Космос» устремлялся практически весь город. В советское время премьеры новых фильмов не всегда шли в пафосных «Оке» или «Дружбе». Бывало, и в микрорайонах «первым экраном» можно было посмотреть «Романс о влюбленных» или новую французскую комедию с Луи де Фюнесом и совсем молоденьким и еще мало известным Пьером Ришаром. И вот тогда мы на правах местных старожилов с гордостью показывали приезжим из центра, как пройти к нашему любимому кинотеатру. В старших классах мы приглашали девчонок в этот кинотеатр. Сколько сердечных томлений было пережито в его темном зрительном зале…

В середине 90-х «Космос», как и большинство рязанских кинотеатров, был благополучно приватизирован. Несколько лет в нем располагались частные фирмы, магазины и офисы. Здание приходило в упадок, мозаичные панно осыпались. В конце концов оно, забытое и заброшенное, полностью утратило свой первоначальный гордый вид. Сегодня бывший кинотеатр представляет собой жалкое зрелище. Никому не нужный, он фактически превращается в руины. Примерно то же самое уже произошло и с «Юностью». Конечно, в ее истории есть свои нюансы, но вдаваться в подробности не хочется – не об этом речь...

Право на фрагмент

Кроме родных и близких очагов киноискусства, были еще и центральные кинотеатры. Поездка в «Оку», «Дружбу», «Родину» или «Мир» была равносильна захватывающему приключению. Во всех этих кинотеатрах работали буфеты, и бутылка «Буратино» с эклером, как и пломбир «с розочкой» за 21 копейку, входили в обязательные ритуал приобщения к последним новинкам отечественного и зарубежного киноискусства. В старших классах уже не эклеры, а пачка болгарских сигарет должна была обозначать переход в иную возрастную категорию. Фильмы «Детям до шестнадцати»... О, как мы изображали из себя взрослых мужчин, покупая билеты на фээргэшную ленту «И дождь смывает все следы»! А с каким трудом прорывались на «Генералов песчаных карьеров»... И в рязанских дворах теплыми майскими вечерами во всех беседках неокрепшие баритоны выводили под гитарный перебор: «Я начал жизнь в трущобах городских...»

Я уж не говорю о фрагментах оголенных бюстов героинь, которые можно было легально лицезреть, только получив паспорт. Правда, тут рязанцы имели преимущество перед жителями других регионов. У нас в городе была своя кинокопировальная фабрика, и ее работники в семидесятые годы делали свой маленький бизнес, вырезая из популярных пленок «те самые» кадры и продавая нам по рублю за штучку.

Французское дежавю

И, наконец, «Родина». Чуть ли не первый послевоенный кинотеатр областного центра. Здание на улице Ленина строили пленные немцы, и для многих горожан старшего поколения именно с «Родины» начиналось приобщение к мировой культуре.

– Когда в середине 70-х я впервые попала во Францию, приехала в Бордо, и в первый же день вместе с друзьями пошла гулять по городу, вдруг почувствовала: а ведь это уже было в моей жизни! Казалось бы, где, когда? – вспоминает известный рязанский балетмейстер Галина Виноградова. – А потом вспомнила: в Рязани в моей юности около кинотеатра «Родина» тротуар был покрыт точно такой же плиткой, как и улица этого французского города. Вот ведь как всё пересеклось: ощущение Франции, праздника и того, почти детского, воспоминания! Это трудно передать словами... Для меня кинотеатр «Родина» в то время – это совершенно особенный мир. Единственное здание в городе, на котором круглый год горела иллюминация. По вечерам лампочки зажигались в нишах, на козырьке, и казалось, что всё оно превращается в какой-то сказочный дворец-корабль.

Внутри кинотеатра играл живой оркестр, пела певица. Одним словом, здесь была совершенно иная реальность.

А на фронтоне обязательно вывешивали огромные цветные афиши. Местный художник рисовал Грету Гарбо или Любовь Орлову на фоне сногсшибательных интерьеров. Другая жизнь, о существовании которой в то время мы только могли догадываться...

Эти рисованные афиши всегда возникают в памяти, когда думаешь о кинотеатрах нашей юности. И пусть они порою выглядели аляповато, но нам они заменяли сегодняшние глянцевые журналы и гламурные постеры. И даже увиденные гораздо позже «Плейбой» и «Космополитен» с обилием голливудских красоток не могли вытеснить из наших сердец тех наивных рисованных афиш...

Как рисовали Бельмондо

– В каждом рязанском кинотеатре была штатная должность художника-оформителя, – вспоминает рязанский дизайнер-модельер Евгений Дегтярев. – Окончив художественное училище, я только по большому блату смог устроится на эту дефицитную работу. На самом деле афиши к новым фильмам были настоящей отдушиной после унылого написания различных лозунгов. Возможно, по этой причине, когда ты дорывался до «Великолепного» с Бельмондо или «Новых центурионов», на холст выливалось такое буйство красок и безудержной фантазии, что эти произведения можно было вполне вешать на стену вместо традиционных ковриков с копиями картин Васнецова. Руку на этом деле я себе набил крепко. В училище у меня с рисунком была напряженка, так что киношедевры здорово помогли.

О рязанских кинотеатрах прошлого века можно было бы рассказать еще много интересного. «Мир» на набережной Трубежа, где местная интеллигенция впервые увидела киношедевры великих итальянцев. Здесь был первый в Рязани киноклуб, который вел журналист «Рязанского комсомольца» и великий знаток Тарковского, Бергмана и Феллини Сергей Донской.

«Ока» – главный кинотеатр города. Два зала, передовое по тем временам качество звука и даже раздевалка в фойе, где можно было снять верхнюю одежду. Но дело, конечно, не в этих внешних приметах цивилизации. Рязанские кинотеатры нашей юности – это особая атмосфера, увы, напрочь уничтоженная попкорном, мягкими креслами и 3D форматом. Сегодня, надев специальные очки, ты тоже погружаешься в иной мир – красочный, эффектный и такой холодный... Другое время, другие фильмы...

Автор: Михаил Колкер
Вернуться к списку

Архив номеров


    
Задать вопрос редакции