Цыгане шумною толпою...

12.12.2014 Описание

Кто в Рязани не знал дородную усатую цыганку, почти круглосуточно дежурившую на Театральной площади у ювелирного магазина «Изумруд»? Каждого проходящего эта колоритная особа встречала одним и тем же вопросом: «Сдавать будете?» Сие означало: «Не ходи, дорогой, в скупку, у меня цена на золото выше»...

И действительно, грамм золота 585 пробы в советские времена стоил в скупке 8 рублей, цыгане же могли предложить вдвое больше. Причем в скупке любое ювелирное изделие покупалось как «лом». А цыганка подходила к клиенту индивидуально и оценивала товар в том числе и с эстетической точки зрения. Уже потом, когда я стал проявлять к цыганской теме журналистский интерес, узнал: в Рязани скупкой ювелирки занимались исключительно крымские цыгане из фамильного клана Оглы. Жили они в те времена в Приокском поселке на улице Дачной и в Дягилеве. А цыганку у «Изумруда» звали Лейлой, и была она матерью многочисленного семейства – четырех сыновей и восьми дочек, что, кстати, у цыган вовсе не является чем-то из ряда вон выходящим.

Нынче цыган в центре города увидишь нечасто. Но еще в семидесятые годы их, галдящих и никогда не унывающих, можно было встретить и на площади Ленина, и на Первомайке и, само собой, на Центральном рынке...

Понимаю, что некоторые горожане, возможно, в силу давних стереотипов к цыганам относятся с настороженностью и даже с опаской. Но давайте повнимательней вглядимся в этот древний удивительный народ…

Человек один – паспортов много

На самом деле в Рязани цыган всегда было не более 5 тысяч. Точнее определить вряд ли возможно. Дело в том, что учету цыгане не поддавались, да и вообще к документам в их среде всегда было особое отношение. Нередко, когда в семье появлялся новорожденный, его родители вместе с ним отправлялись в путешествие по многочисленной родне, разбросанной по всей стране. И в каждом городке ребенка регистрировали под разными именами. Был у этой традиции вполне практический смысл. Несколько свидетельств о рождении (а в будущем – несколько паспортов) давали возможность избежать лишних неприятностей с правоохранительными органами.

Исторически самые крупные цыганские поселения в Рязани сформировались в поселках Дягилево и Мервино. Но жили цыганские семьи и в Приокском, и в Канищеве, и в поселке Строитель... В моем классе учились два брата – Илюха и Руслан Оглы. При этом они не были погодками. Просто Руслан в каждом классе сидел по два года – вот так более прилежный в учебе младший брат догнал старшего и стал его одноклассником.

В пятом классе Руслан женился (в цыганских семьях парень в 14 лет уже жених, а девочек выдают замуж начиная с 12). На этом его школьное образование закончилось. Илюха доучился с нами до восьмого, но экзамены сдавать не стал, а по весне вместе со всем семейством переселился из Приокского в Дягилево. С ним я мельком увиделся почти через четверть века, когда приехал в цыганский поселок за репортажным материалом. К тому времени мой бывший одноклассник стал хозяином двухэтажного особняка и черного «мицубиси» и не слишком-то горел желанием со мной общаться...

Блеск и нищета

Народ «рома» далеко не так однороден, как мы привыкли считать. У нас в регионе в основном представлены три этнические группы: русские цыгане (или поляча), румынские (колдерари или котляри) и крымча. Кроме того, есть влахи и плащуны. Каждый этнический клан живет по своим законам, говорит на своем языке и имеет свою культуру и религию. Если два представителя разных кланов встречаются, то говорят на русском. Единого цыганского языка не существует, а диалекты настолько разные, что понять друг друга практически невозможно.

Например, русские цыгане пришли на рязанскую землю около 300 лет назад из Германии через Польшу и Литву. Они – христиане и многое почерпнули из культуры Центральной России. А вот крымские цыгане – мусульмане. Отсюда их костюмы и традиции. Разные группы практически не общаются, и браки между ними – большая редкость.

ЦИФРА: По данным последней переписи населения (2010 год), в Рязанском регионе проживает 2862 цыгана, или 0,25% всего населения области.

Поселок Дягилево даже визуально разделен на три части. Ближе к дороге живут обычно: небольшие аккуратные домики на одну-две семьи, яблоневые садики, русская речь. Это местные, как сами себя называют здешние жители.

Другая часть – краснокирпичные замки, огороженные затейливыми чугунными решетками с мусульманской символикой. Это крымские цыгане. Оглы. Здесь предпочитают общаться только со своими.

Ну и третья, самая колоритная, шумная и противоречивая часть поселка – здесь живут котляри. Тут чужака сразу окружают толпой. В каждом пришлом видят потенциальную опасность, но в то же время и надежду на помощь... Покосившиеся домики, палатки из полиэтилена, чуть ли не землянки, крытые картоном...

Дом представителя семейного клана Петровичей – Михая по тутошним меркам зажиточный: три маленькие комнатки с щелястыми полами и низким беленым потолком, неисчислимое количество детей, чашка чая на столе и самые дешевые карамельки – угощение для гостя.

Свои и чужие

– Когда нас «оседлили» при Хрущеве, то эту землю начальство за котлярами записало, – объясняет Михай. – И бумаги об этом должны быть. Мы самые первые здесь поселились. А сегодня говорят: живете незаконно! Мы, котляри, все понимаем. И закону подчиняемся. Конечно, у крымча деньги есть, они все проблемы ими решают. А у нас откуда деньги? Сам посмотри! До чего дошло: скорую помощь вызываем, а они, как слышат адрес, ехать отказываются. Так и говорят: «К цыганам не поедем!»

Михай Петрович – баро, или ,как принято у нас называть данную «должность», барон. На самом деле все рассказы о всевластии барона – это миф. «Баро» в переводе с цыганского означает «старший» – и не более того. В его функции входит общение с властями и с внешним, не цыганским, миром. Все внутренние вопросы решает совет старейшин. Но и он в последнее время не пользуется таким авторитетом, как в былые годы. Самое страшное наказание для цыгана – изгнание из клана. Эта мера применяется только в самых крайних случаях, когда все другие меры «общественного воздействия» уже испытаны.

– Сегодня все переменилось, – сетует Михай. – Многие цыгане ведут себя как гаджи (в переводе с цыганского «чужой» – так называют всех не цыган). Живут, как гаджи. Женятся, как гаджи. Детей растят, как гаджи. Старших не слушают...

Родом из Индии

– До сих пор ученые-этнографы спорят о происхождении многочисленных цыганских племен, – объяснял мне в свое время известный поэт, композитор и просветитель цыганского народа Джура Махотин. – Долгое время считалось, что они – потомки египтян, много веков назад изгнанные со своей земли финикийцами. Была версия, что этот народ – одно из потерянных колен Израиля. Но сегодня специалисты уверены: цыгане – выходцы из Индии. В многочисленных цыганских диалектах явно прослеживаются следы древнейшего языка – санскрита. В незапамятные времена одна из самых низших, гонимых каст неприкасаемых (скоморохи, шуты, бродячие фокусники, акробаты, танцоры) сорвалась с насиженных мест и отправилась в многовековое путешествие по всему миру...

В сознании людей постарше есть давно и прочно укоренившийся стереотип: женщины в длинных цветных юбках, которые пристают на улице с гаданиями; смуглые, кудрявые мужчины в рубашках навыпуск, в барашковых папахах... Они резко выделялись непривычной внешностью, а еще больше – непохожестью поведения. Возможно, поэтому нам всегда казалось, что их много.

К сожалению, Джура умер несколько лет назад. Но его любовь к своему народу, удивительные рассказы о трагической судьбе «рома», засели в памяти и послужили первопричиной моего интереса к рязанским цыганам...

Времена меняются, и цыгане меняются вместе с ними. Привычные нам образы исчезают с рязанских улиц. Как раз поэтому мы и говорим о цыганском народе в нашей рубрике «Ностальгия»...

Автор: Михаил Колкер
Вернуться к списку

Архив номеров


    
Задать вопрос редакции