Градус недовольства

05.12.2014 Описание

Вряд ли где в Рязани вам попадется на глаза объявление: «Предприятию требуется социолог». Это в Москве есть Институт социологии Российской академии наук, ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) и «Левада-центр», а в Санкт-Петербурге – ЦНСИ (Центр независимых социологических исследований)... И крупный бизнес в мегаполисах, как правило, не чурается социологов, охотно привлекая их к своей работе.

Рязанское социологическое поле не в пример скромнее.

Потому-то и выпускники кафедры социологии Рязанского госуниверситета (существующей, к слову, уже почти два десятка лет) не только стараются поднатореть в базовой науке, но и оттачивают свои аналитические способности, благодаря чему впоследствии находят применение себе в предпринимательстве, финансовой деятельности, управленческих структурах. Социология как таковая, и в том числе как наука, изучающая общественное мнение, сегодня востребована в регионе в значительно меньшей степени, нежели аналитика (к примеру, маркетинговые исследования). И тому есть объективные причины.

Социологи от станка

– В советские времена социологию считали как бы полунаукой с буржуазным душком, – рассказывает заведующий кафедрой социологии Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина Владимир Горнов. – Однако в 60-е и 70-е годы едва ли не на каждом крупном промышленном предприятии были свои специалисты по конкретным социальным исследованиям так называемые заводские социологи. Такие специалисты изучали проблемы среды, в которой существовали трудовые коллективы, – производственной, социальной, культурной... А кроме того, после 1961 года социологам надлежало следить за тем, как реализуется третья программа КПСС, которую приняли на XXII съезде коммунистической партии, как стирается грань между городом и деревней, как осуществляется смычка между рабочим классом и трудовой интеллигенцией...

В годы перестройки с началом экономических неурядиц пути-дорожки социологии и производственного сектора мало-помалу стали расходиться в разные стороны. Оно и понятно: когда все мысли о хлебе насущном, тут тебе не до науки...

К горожанам нет вопросов?

Но шло время, и уже новая российская социология все увереннее заявляла о себе. Руководители крупных предприятий, располагающие солидными материальными ресурсами, хотели совершенствовать свою работу не только исходя из соображений прибыли, но и в контексте общественного мнения. А кто, как не социологи, могли оценить и степень удовлетворенности людей теми или иными преобразования, и, что еще важнее, градус недовольства?

До поры до времени общественное мнение живо интересовало и рязанские бизнес-структуры вкупе с игроками политической сцены. Партии при посредничестве социологов спрашивали у людей об их чаяниях (хотя бы накануне выборов). Предприниматели советовались насчет новых производств, крупных градостроительных проектов. Кстати, в свое время горожане, опрашиваемые социологами, в большинстве своем высказались за строительство торгово-развлекательных центров «Малина» и «Виктория Плаза», однако на корню зарубили идеи возвести деловой центр на улице Высоковольтной и магазин «Дикси» в Дашково-Песочне, в сквере через дорогу от памятника Скобелеву. Мнение рязанцев тогда имело вполне ощутимый вес.

– Примерно после 2008 года интерес рязанского бизнеса к социологическим исследованиям пошел на спад, – продолжает рассказ Владимир Горнов. – Предположу, что первая причина – в экономии средств, коими наши предприниматели по сравнению с теми же москвичами располагают в заметно меньших объемах. Другой нюанс – бизнес в регионах зачастую успешен только при поддержке властных структур. И потому для него куда важнее открытость перед властью, чем перед обществом...

Пора друг к другу прислушаться

Между тем именно властные институты в последние годы выступают как основные заказчики исследований общественного мнения. Впрочем, эти исследования также могли бы стать эффективнее. Взять, к примеру, существующий сегодня механизм публичных слушаний, которые проводят, принимая значимые для города решения. Если бы гражданская активность общества зашкаливала, то рязанцы, несомненно, из раза в раз штурмовали бы администрацию города, стремясь во что бы то ни стало высказать свою точку зрения. Но опыт социологов показывает: чтобы узнать мнение человека, нужно самому прийти к нему, а не ждать, когда он к тебе пожалует. И если бы к публичным слушаниям по наиболее важным вопросам городской жизни прилагались обязательные опросы общественного мнения, то и достоверность процедуры возросла бы в разы. Однако это всего лишь мысли вслух...

– Возможно, именно сейчас назрела необходимость в создании независимого центра по исследованию общественного мнения, в учреждении которого могли бы принять участие как органы власти, так и академические научные структуры, – говорит Владимир Горнов. – Тогда бы мы смогли получить реальную картину отношения горожан ко многим событиям в жизни города, региона, страны.

Вопрос в том, хотят ли у нас услышать мнение рязанцев?

КСТАТИ: Доказанный факт: чтобы быть уверенными в мнении граждан по тем или иным актуальным вопросам, необходимо в различных территориальных образованиях (в пределах области) опросить как минимум 1,5-2 тысячи человек. В таком случае результаты опросов не будут отклоняться от аналогичных исследований в масштабах всего региона более чем на 2-2,5%.

Автор: Александр Абрамов
Теги: Общество
Вернуться к списку

Архив номеров

         

    
Задать вопрос редакции