Кто в Рязани шибко грамотный

12.12.2014 Описание

В советское время был в ходу один очень популярный анекдот...

Сержант ставит задачу перед новобранцами: «Сейчас подъедет самосвал, и вы все пойдете грузить люминий... Вопросы есть?» Из строя выходит интеллигентного вида очкарик.
– Товарищ сержант, слова «люминий» в русском литературном языке не существует. Нужно говорить алюминий.
– Фамилия?
– Петров.
– Откуда?
– Из Москвы, выпускник МГУ...
– Значит так... Все идут грузить люминий, а шибко грамотный боец Петров будет грузить чугуний!

Вопрос качества юмора обсуждать не будем. Проблема-то не в этом. Последние несколько лет вопрос грамотности (а это не только орфография и пунктуация, а весь комплекс литературных знаний) в нашем государстве стоит чрезвычайно остро. Настолько остро, что беспокоит даже самых высших должностных лиц.

В своем прошлогоднем послании Федеральному собранию Владимир Путин специально подчеркнул: «Мы знаем всеохватывающую, объединяющую роль культуры, истории и русского языка для нашего многонационального народа. С учетом этого мы должны выстраивать государственную политику, в том числе в сфере образования..... Уже давно дано поручение: начиная со следующего года предусмотреть в выпускном классе итоговое сочинение. Естественно, его результаты должны, наряду с ЕГЭ, учитываться при поступлении в вузы».

Лермонтов не в почете

Кто бы сомневался, что после столь недвусмысленного напоминания все должностные лица, а также представители общественности еще больше озаботятся мерами по повышению грамотности. В школы вернулось обязательное итоговое сочинение. В Рязани его писали 3 декабря по пяти темам: «Чем творчество М. Ю. Лермонтова может быть интересно современному читателю?», «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне», «Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс», «Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?», «Что важнее: любить или быть любимым?».

А 8 декабря и.о. министра образования Ольга Щетинкина сообщила представителям региональных СМИ, что итоговое сочинение проведено в штатном режиме, без технологических и организационных сбоев. Свои познания в русском языке и литературе продемонстрировали 4806 выпускников общеобразовательных школ. Не писали работу 28 человек по уважительным причинам. И лишь один, точнее, одна из испытуемых была удалена с экзамена за попытку воспользоваться шпаргалкой.

Наиболее популярной оказалась тема войны в литературе, а меньше всего выпускников захотели высказаться о взрослении и о злободневности поэзии Лермонтова.

По результатам проверки 53 выпускника получили «незачет», что составляет 1,1% от общего количества написавших сочинение. Окончательное сальдо региональной грамотности оказалось вполне достойным.

Так, может быть, напрасно беспокоится президент? И выходит, что у школьников с русским языком всё в порядке? Но как говаривал товарищ Сухов из «Белого солнца пустыни», сомневаюсь я, однако...

Достаточно выйти на улицу или просто включить телевизор – и всё станет очевидным. Согласитесь, когда диктор федерального канала позволяет себе неверно ставить ударения и употреблять жаргонизмы, говорить об общем уровне грамотности в целом по стране можно лишь с большой долей скепсиса. А ведь еще совсем недавно, какие-то 30 лет назад, мы все гордились тем, что живем в самой читающей и грамотной стране мира!

Виноват компьютер?

– Количество часов для преподавания русского языка и литературы по сравнению с советскими временами практически не изменилось, а в некоторых школах даже выросло, – утверждает начальник отдела общего среднего и дошкольного образования регионального министерства Ольга Голубева. – Сегодня это в среднем пять часов в неделю с первого по девятый класс. Плюс два часа литературы в десятом-одиннадцатом классе. Диктанты, изложения и сочинения также включены в обязательный процесс обучения. Их количество осталось прежним. А вот подход к обучению сегодня несколько иной... Если раньше основное внимание уделяли заучиванию материала, то теперь задача педагога – научить ребенка анализировать информацию и делать самостоятельные выводы. То есть, на первый план выходит исследовательская деятельность.

– Чем же тогда объяснить слабую грамотность многих современных школьников? Их неумением логично излагать свои мысли?

– Но ведь ребенка воспитывает не только школа. После урока литературы он выходит на улицу, включает телевизор, садится за компьютер. Кроме того, всеобщая компьютеризация привела к тому, что дети стали значительно меньше читать. Это также не могло не сказаться на уровне владения родным языком.

Играть или трудиться?

Надо сказать, что точка зрения Ольги Александровны достаточно типична для большинства российских педагогов. Компьютер, мобильная связь, вульгарные СМИ – вот главный враг обучения русскому языку, рассадник примитивного мышления и безобразного сленга...

Вывод: хотите, чтобы ваш ребенок вырос грамотным человеком, – ограничьте, насколько это возможно, его общение с компьютером, усадите его за умные книги (желательно произведения русской классики), и тогда он будет посылать СМС одноклассницам, исключительно цитируя Тютчева и Блока...

Конечно, я сгущаю краски. Но предъявлять претензии к развитию цифровых технологий, на мой взгляд, так же бессмысленно, как ругать пассатижи за то, что они плохо дергают гвозди. Простите за банальность, но компьютер, так же как и мобильный телефон, – это всего лишь инструменты. И наделять их собственной злой волей, по меньшей мере, странно.

Педагоги давно полемизируют: насколько нужно упрощать процесс познания? Есть кардинально противоположные точки зрения: кто-то выступает едва ли не за муштру, а кто-то уверяет, дескать, лучше всего постигать знания в форме игры и развлечения...

Но с тем, что знания невозможно приобрести без труда, думаю, вряд ли кто-то поспорит. Может, в современной школе стоит больше внимания уделять тому, чтобы приучить ребенка трудиться, и главное – получать от этого удовольствие?

Автор: Михаил Колкер
Вернуться к списку

Архив номеров

         

    
Задать вопрос редакции