Поговорим за Родину по-английски

20.02.2015 Описание

Обаятельная Юлия еще недавно выпускница РГУ им. С. Есенина, а ныне преподавательница английского языка средней школы № 51. На днях именно её, юную, но не по годам рассудительную, педагогическая братия признала победительницей городского этапа Всероссийского конкурса «Учитель года – 2015».

Итоги первой ступени главного учительского форума года подвели в Рязанском дворце детского творчества. Учреждения дополнительного, дошкольного и общего образования делегировали на конкурс 45 своих представителей, и только 30 педагогов сумели пробиться в очный тур состязания. Открытые уроки под зорким оком умудренных опытом коллег, презентации оригинальных педагогических идей, мастер-классы и семинары – выстоять в конкурсной круговерти было не так-то просто! Тем ценнее старания победителей, каждому из которых уже в апреле предстоит защищать честь Рязани на областных педагогических конкурсах, ну а потом, если всё сложится удачно, то и в финале всероссийского форума учителей, который состоится в октябре в столице Татарстана Казани.

Пока же лучшим воспитателем дошкольного образовательного учреждения города признали Людмилу Свирину – воспитательницу детского сада № 142, победителем конкурса «Сердце отдаю детям» – педагога дополнительного образования гимназии № 5, а по совместительству хорошо известную горожанам джазовую певицу Эллу Хрусталеву и, наконец, лучшей школьной учительницей областного центра – Юлию Симакову.

К слову сказать, Юлия Валерьевна, как и подобает человеку талантливому, но скромному, восприняла свою победу как своего рода аванс на будущее. И не преминула заметить «Вечерке», что в Рязани сегодня необычайно много педагогов, которые хоть и не участвовали в конкурсе, но за свой труд, за любовь и благодарность детей заслуживают огромного уважения. И уж ей-то у них точно есть чему поучиться.

Между тем (заметим уже от себя) и с самой Юлии многие нынешние студенты, что пока еще грызут гранит педагогической науки, тоже могли бы брать пример. Девушку, получившую диплом выпускницы факультета иностранных языков Рязанского госуниверситета в 2012 году, не смутило ни то, что зарплаты у педагогов в школах невеликие, ни то, что нагрузка – аховая... Кстати, из полусотни ее однокурсников такое же бесстрашие продемонстрировали не больше десятка. Зато все они и по сей день работают в рязанских школах.

Наша героиня преподает свой предмет во вторых, четвертых и восьмых классах. И если мы когда-то на уроках английского зубрили фразу «London is the capital of Great Britain», то для учеников Юлии Валерьевны гораздо привычнее звучит «Moscow is the capital of Russia» или даже «Ryazan – the soul of Russia». Иначе говоря, она учит детей английскому в первую очередь для того, чтобы они могли рассказать миру о России...

– Когда я только знакомлюсь с классом, я всегда спрашиваю детей: «Для чего вам нужен английский язык?» – рассказывает Юлия Симакова. – Кто-то говорит, что хочет свободно общаться в заграничных поездках. Кому-то интересно слушать англоязычные песни и понимать текст. Я же стараюсь донести простую мысль: вы должны быть готовы рассказать иностранцам о культуре России на их родном языке...

Идея эта, к слову, не так уж и нова. Лично я еще с детства помню издания русских народных сказок на языке Шекспира, которые, правда, чаще пылились на полках книжных магазинов, нежели попадали в руки к школьникам. Но по нынешним временам суть-то даже не в новизне идеи, а в том, насколько она востребована...

Яйца для британца

– Сегодня на Западе интерес к России огромен, – продолжает рассказ Юлия Валерьевна. – Впервые я убедилась в этом, когда побывала в Великобритании. Дело было на православную Пасху, и я, как делала это много лет, сварила яйца и покрасила их в луковой шелухе. Британцы, для которых я и готовила угощение, поначалу пришли в недоумение. Зачем я это затеяла? Для чего мне понадобилась шелуха? Пришлось подробно рассказывать о наших традициях. Ведь у англичан, празднующих католическую Пасху, другие обычаи.

Не менее интересно им было узнать и о городе, откуда я родом, – о Рязани. Все они, как правило, наслышаны о Москве, о Санкт-Петербурге. Но почти ничего не знают о крае, который подарил миру Есенина, Павлова... Хотя имена последних тоже слышали, и не раз. Помню, что один из моих собеседников даже полюбопытствовал, не могу ли я «за компанию» объяснить, кто такая Баба Яга и почему в русском фольклоре так популярен этот персонаж. Так что заодно провела и краткий экскурс по народным сказкам.

Как раз тогда ко мне и пришло понимание, что за границей я прежде всего выступаю как носитель родной культуры. И должна быть в состоянии не только свободно изъясняться на бытовом уровне, но и удовлетворить тот интерес, который возникает у иностранцев к культуре нашей Родины.

Все же мы (ну, по крайней мере, большинство из нас) хотим сегодня, чтобы Россия позиционировала себя как одна из лидирующих держав на международной арене. Мы хотим, чтобы наши земляки не уезжали из страны, гордились ею. А значит, и овладевая английским языком, мы должны не только научиться читать и писать, но и говорить о своей стране.

Как перевоспитать двоечника?

– Юлия, как проходят уроки?

– Мне импонирует форма интеллектуальной игры, своего рода викторины, в которой визуальная и аудиоинформация о литературе, живописи, архитектуре, музыке преподносится одновременно и увлекательно, и познавательно. Так ребята не только закрепляют устное и письменное знание английского языка, но вместе с тем погружаются в родную культуру, узнают о ней что-то новое. При этом я понимаю, что игра в данном случае не развлечение, не просто способ поднять настроение. Любой урок, в том числе и в форме игры, должен дать образовательную пользу.

– Но хорошо, если, как вы и сказали вначале, дети осознают, для чего им нужно учить английский язык, какие перспективы это открывает перед ними. А если нет? Как быть, если все старания учителя им, простите, по барабану?

– Бывает и такое. Значит, я должна помочь ребенку понять, зачем ему нужен мой предмет, мотивировать его. К слову сказать, как и у любого другого учителя, среди моих ребят есть и отличники, и не самые успевающие. В конце концов, у всех разные способности к языкам. И потом, кто-то приходит в школу с желанием учиться, а у кого-то этого желания пока не возникло... Но за то время, которое я работаю в школе, я поняла, что могу подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он учился лучше. Для этого надо сделать так, чтобы на моих уроках ему было интересно.

И кстати, двойку я ставлю только в одном случае: если ребенок не выполнил и даже не пытался выполнить учебное задание. Если же он старался, но получилось плохо, это уже что-то! И я должна не просто поставить оценку в журнал, но и объяснить, в чем он ошибся, как в следующий раз он сможет сделать лучше. И тогда пройдет месяц, другой, быть может, даже год, но прогресс обязательно наступит.

Справедливость и уважение

– Юлия Валерьевна, дети считают вас строгой учительницей?

– Я могу быть строгой. Но важно понимать ситуацию: где-то нужно проявить строгость, а где-то это неуместно. Учитель, на мой взгляд, должен быть не столько строг, сколько требователен и справедлив. Именно такой была моя первая учительница – Лидия Ивановна Городцова, которую до сих пор я вспоминаю с огромной благодарностью. Честно скажу, мы ее немного побаивались. Но именно она показала нам, насколько важно ответственно относиться к учебе, да что уж там – к любому делу, которым ты занимаешься. И при всей ее требовательности она относилась к нам с уважением. Мне кажется, что для педагога это необычайно важное умение. Да, для ребенка ты взрослый человек и априори – авторитет. Но это не значит, что ты вправе пренебрегать обязанностью уважать его! Дети вырастут и сами оценят наш труд. И от того, как мы сегодня относимся к ним, зависит, сохранится у них о нас добрая память или нет...

Автор: Александр Абрамов
Теги: Общество
Вернуться к списку

Архив номеров


    
Задать вопрос редакции