Сделайте город доступным!

16.01.2015 Описание

Человека в инвалидном кресле в областном центре встретишь нечасто. И дело вовсе не в том, что людей с ограниченными возможностями здоровья у нас мало. Просто город мало приспособлен для инвалидов и на улицах они бывают по крайней необходимости...

Говорю это со знанием дела. Последние восемь лет мой папа парализован после инсульта. У него есть инвалидная коляска, которую ему выдали в собесе. Однако гулять на улицу мы не выходим.

Прогулка с риском для жизни

Коляска не проходит в двери лифта, а ступеньки для нее – труднопреодолимое препятствие. Так что выезжаем из дома только в том случае, если некуда деваться. К примеру, хочешь не хочешь, а надо идти в паспортный стол за пропиской или же в банк для оформления пластиковой карты, и без личного присутствия папы-пенсионера никак не обойтись. Вспомню только об одном таком походе. Вместе с папой мы отправились в отделение банка на улице Высоковольтной. Одна бы я точно не справилась, пришлось брать с собой провожатого. Дело в том, что все тротуары на пути нашего следования расположены на разных уровнях, и из раза в раз затаскивать инвалидную коляску на бордюры не так-то просто. Преодолев немалую часть пути и изрядно утомившись, мы наконец решили везти коляску по обочине проезжей части, объезжая ямы и неровности. Что при этом кричали нам проезжающие мимо автомобилисты, рассказывать не буду...

Что предпринимает власть?

По данным на конец прошлого года в Рязани проживало более 63,5 тысячи инвалидов. Более 1400 из них – дети. И уж им-то точно необходимо бывать на улице как можно чаще, дышать свежим воздухом, посещать не только поликлиники, но и школы, учреждения дополнительного образования, чтобы так же, как и их здоровые сверстники, жить полноценной жизнью! Но что предпринимают для того, чтобы у инвалидов была такая возможность?

С 2013 года в Рязани действует программа «Доступная среда», призванная обеспечить людям с ограниченными возможностями здоровья беспрепятственное передвижение по городу. Именно по этой программе для областного центра приобрели 18 низкопольных троллейбусов и автобусов, которые и поныне курсируют по городским улицам. Аналогичная программа, рассчитанная на срок с 2014 по 2020 год, реализуется и в масштабах всего региона.

– В минувшем году для адаптации граждан с ограниченными возможностями здоровья проведены работы на 18 объектах, – рассказала «Вечерке» министр социальной защиты населения Рязанской области Вера Глонти. – Оборудованы пандусы в комплексных центрах социального обслуживания населения в поселке Александро-Невский, а также в Кадоме, Касимове, Шилове. У восьми корпусов кадомской районной больницы, областной детской клинической больницы, областного онкодиспансера, рязанской больницы №8 и больницы имени Семашко появились не только пандусы, но и благоустроенные парковки. Стали доступнее для инвалидов рязанский колледж электроники, библиотека имени Горького и музыкальный колледж. Так, в двух последних учреждениях установлены подъемные устройства для инвалидов-колясочников. Специальные лифты появились в ДЮСШ «Планета спорта» в Сасове. Помимо того, в областном центре двадцать остановок общественного транспорта и подходы к ним оборудовали для максимального удобства рязанцев с ограниченными возможностями здоровья.

Проблема остается

Между тем для самих инвалидов очевидно, что по-настоящему доступная среда – это не только пандусы да лифты...

– На мой взгляд, доступной Рязань станет отнюдь не после того, как у каждой многоэтажки оборудуют пандусы, – высказывает мнение представитель регионального отделения Всероссийского общества слепых Вера Жакенова (фото). – Для нас, незрячих и слабовидящих, важнее, чтобы улицы стали удобными и безопасными для передвижения. Чтобы спуски и подъемы на тротуары были плавными, чтобы сами тротуары не отличались друг от друга по высоте. Уверена, что это так же важно и для колясочников. И странно, что об этом пока так никто и не задумался. Заметила ли я, как меняет город программа «Доступная среда»? Честно говоря, не очень. Да, кое-где появились пандусы. Для слепых установили два светофора со звуковыми сигналами. Но, повторю, эти меры, при их бесспорной необходимости, проблемы в корне не решают...

– Не могу не признать, что в последнее время в Рязани немало делают для адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья, – делится с «Вечеркой» президент благотворительного Фонда помощи детям-инвалидам «Наши дети» Наталья Епихина. – Но так как ранее доступная для инвалидов среда в Рязани отсутствовала, сегодня некоторые шаги по ее созданию выглядят разрозненными и хаотичными. Скажу для примера о том же низкопольном транспорте. Автобусы и троллейбусы закупили, но не подумали о том, чтобы научить водителей парковаться как можно ближе к тротуарам. На тех остановках, где низкие тротуары, завезти коляску в автобус или троллейбус почти невозможно. Другая беда: городские тротуары в принципе не приспособлены для перемещения инвалидов. Да, к аптеке или к поликлинике пристроили пандусы, но поди-ка еще доберись от дома до места назначения...

Как видите, не только мы, журналисты, обращаем внимание на эту проблему.

Как проинформировали нас в минсоцзащиты региона, мероприятия программы «Доступная среда» на 2015 год в настоящее время проходят согласование на федеральном уровне. Но как бы не оказалось, что после всех согласований о самом наболевшем снова забудут. Да, решить «тротуарный» вопрос не так-то просто. Зачастую за разные участки одного и того же тротуара отвечают разные собственники. И попробуй проконтролируй, как владелец парикмахерской или магазина обустроит пятачок у входа в собственное заведение, сделает ли он «свою» часть тротуара выше или ниже, либо вообще не станет ничего предпринимать...

Но сложность ситуации не означает, что данную проблему можно проигнорировать.

Автор: Элли Серегина
Теги: Общество
Вернуться к списку

Архив номеров

         

    
Задать вопрос редакции