Зачем нужны праймериз?

26.01.2017 Описание

21-22 января в Москве прошёл 16 съезд политической партии «Единая Россия», на котором председатель партии Дмитрий Медведев особо подчеркнул необходимость продолжения практики единого дня предварительного партийного голосования (праймериз) на выборах всех уровней.

10 сентября 2017 года в нашей области пройдут выборы губернатора области. О моделях внутрипартийного голосования и предстоящих губернаторских выборах мы поговорили с политическим консультантом, кандидатом политических наук, директором АНО «Центр социально-политических инициатив» Александром Семёновым.

Четыре модели голосования

- Александр Викторович, что же это за зверь такой – праймериз, и что такое открытые и закрытые модели праймериз?

- В действительности, праймериз – это предварительное внутрипартийное голосование для определения кандидата на ту или иную выборную должность, например, губернатора. Подчеркну – это внутрипартийное мероприятие, то есть партия хочет предварительно для себя самой понять и определиться, кто же из потенциальных кандидатов является наиболее достойным. Что касается моделей внутрипартийного предварительного голосования, то на сегодняшний день их существует четыре.

По первой - самой открытой, голосовать имеют право жители региона, пришедшие на участки. По второй модели голосовать могут также все жители субъекта, однако они должны предварительно зарегистрироваться. Третья модель предусматривает, что выборщиками становятся только члены партии власти, и члены общественных организаций. Наконец, по четвёртой модели право голоса есть только у членов партии.

В практике «Единой России» сложилось так, что при региональных выборах именно региональное отделение определяет - по какой модели будет проходить предварительное голосование. Например, на выборах депутатов Государственной Думы в прошлом году «Единая Россия» использовала первую модель: проголосовать мог любой избиратель. Но вот губернаторские праймериз в 2016 году во всех регионах, где состоялись выборы глав, проходили по третьей модели: кандидатов отбирали партийцы и общественники. Так что ещё раз подчеркну: это полностью внутрипартийное решение - какую модель, на каких выборах, и в каких регионах применять.

Критерии целесообразности

- А, может быть, тогда и не нужно это предварительное голосование, раз это внутрипартийное мероприятие?

- Не раз об этом говорил и повторю ещё раз: та партия, которая активно использует процедуру праймериз, ещё до начала официальной избирательной кампании создаёт себе конкурентные преимущества.

Во-первых, это ранний старт задолго до начала официальной кампании. И здесь как в пословице: часто побеждает тот, кто просто раньше выбежал, а не быстрее бегает.

Во-вторых, это возможность оценить, кто же из потенциальных кандидатов является в электоральном плане наиболее сильным. Ведь даже четвёртая, наиболее закрытая модель, когда голосуют только члены партии, позволяет понять: кто в партии наиболее авторитетен, кто может грамотно выстроить кампанию на уровне предварительного голосования. Члены партии - это те же самые избиратели…

В-третьих, предварительное голосование позволяет снять противоречия между амбициями различных кандидатов, групп до начала официальной избирательной кампании, что крайне важно.

В-четвёртых, предварительное голосование позволяет в безопасном режиме апробировать новые избирательные технологии, протестировать основные идеи и смыслы, пункты предвыборной программы.

- Получается, что от предварительного голосования одни только плюсы для партии. А какие ещё партии, кроме «Единой России» используют процедуру предварительного голосования?

- Были попытки организовать праймериз у «Справедливой России» и «ПАРНАСа», но назвать их удачными нельзя. На сегодняшний день только «Единая Россия» организует и проводит праймериз на системной основе.

- А почему другие не используют такие возможности, если от предварительного голосования одни только плюсы для партии?

- На самом деле этот вопрос нужно задать представителям партий. Я могу лишь выдвигать предположения о том, почему не используют. На мой взгляд, у других партий как парламентских, так и непарламентских, это, в первую очередь, связано с обычным кадровым дефицитом, собственно говоря, выбирать то не из кого, потому и не используют. В то время как у «Единой России» - длинная кадровая скамейка.

Избирателю нужны реальные результаты…

- Вернёмся к губернаторским праймериз у нас в области. Как вы считаете, по какой модели пройдёт предварительное голосование у нас в области?

- Я не член «Единой России» и её руководящих органов. Ещё раз подчеркну, это абсолютно внутрипартийное дело - какую модель использовать. И решать это федеральным и региональным руководящим органам «Единой России», и это нормально. Знаете, я бы даже мог предположить ситуацию, когда на праймериз «Единой России» у нас в регионе выдвинется только один человек – остальные просто не захотят с ним конкурировать. И это тоже нормальная ситуация.

Что касается того, что уже по результатам праймериз мы, скорее всего, и будем знать, кто станет губернатором области, так это, на мой взгляд, проблема не «Единой России», а других партий. Я уже много раз говорил и снова повторю: региональные отделения парламентской оппозиции находятся в глубоком кризисе, не говоря уже о региональных отделениях непарламентских партий. Тут нужно вести речь не о шансах на победу, а, скорее, о том, чтобы представители парламентской и непарламентской оппозиции в регионе смогли пройти муниципальный фильтр и зарегистрировать своих кандидатов.

- Что вы имеете в виду, Александр Викторович?

- Необходимо понимать, для того, чтобы стать кандидатом в губернаторы сперва необходимо преодолеть так называемый муниципальный фильтр, то есть заручиться поддержкой определенного количества избранных на выборах депутатов и глав местного уровня. В соответствии с региональным законом это 7% от общего числа избранных муниципальных депутатов и глав в 22 из 29 муниципальных образований Рязанской области. На прошлых выборах в 2012 году это составляло 230 подписей, при этом 44 из них должны были быть подписями депутатов районных дум и дум городских округов. На сегодняшний день, в связи с изменением общего количества избранных муниципальных депутатов и глав в области, потенциальным кандидатам в губернаторы необходимо будет собрать 219 подписей в 22 из 29 муниципальных образований Рязанской области, при этом 48 из них должны быть подписями депутатов районных дум и дум городских округов.

То есть партиям, на самом деле, предстоит сперва серьезно поработать с муниципальными депутатами и главами, прежде чем зарегистрировать своего кандидата в губернаторы. И здесь необходимо обратить внимание на местные выборы в области, которые прошли в сентябре 2016 года совместно с выборами в Госдуму.

- Да, об их результатах как-то особо в СМИ информации не было…

- Это понятно, все писали и говорили о результатах выборов в Госдуму. А тем временем в сентябре замещалось 225 мандатов местных глав и депутатов. «Единая Россия» выдвинула 225 кандидатов и взяла 206 мандатов. КПРФ выдвинула 73 кандидата и взяла всего 13 мандатов. ЛДПР выдвинула 59 кандидатов и взяла всего 4 мандата. «Справедливая Россия» выдвинула 26 кандидатов и не взяла ни одного мандата! Другие партии вообще эти выборы проигнорировали. Ну и ещё 2 мандата взяли самовыдвиженцы.

- О чём это говорит?

- Это говорит о том, что проблем с прохождением муниципального фильтра не будет только у кандидата от «Единой России». У кандидатов от других парламентских партий просто будет не хватать своих депутатов и глав, чтобы пройти фильтр. О непарламенстких партиях речи вообще не идет!

- И как же это будет происходить на практике?

- Скорее всего, возможны два варианта. Первый (наименее реалистичный) – мы увидим попытки подкупа местных глав и депутатов. Нереалистичен данный вариант в силу того, что потребует существенных ресурсов, и я, например, не представляю себе местных депутатов и глав, которые бы поставили всё свое будущее на кон ради каких-то ну очень сомнительных перспектив!

Второй возможный вариант – это выдвижение технических кандидатов и их поддержка со стороны местных депутатов той же «Единой России». Тогда получается, что все они - спойлеры, задача которых размыть между собой протестный и недовольный электорат.

Естественно, непарламенсткая оппозиция будет заявлять, что выдвигает своих кандидатов – но это будет цирк, не более. Фактически, они будут стремиться просто раскачать ситуацию, начать активную предкампанию в регионах, где будут региональные выборы, к президентским выборам. Это их цель, на самом деле, - президентские выборы. Их задача: постоянно доказывать, что все избирательные процессы нелегитимны! Но есть избирательное законодательство, муниципальный фильтр на выборах глав регионов стал использоваться с 2012 года. Что им мешало пять лет работать на местном уровне, активно участвовать в выборах местных глав и депутатов?! Ничего!

- Достаточно безальтернативно получается?

- Да, но в этой ситуации оппозиции кроме самой себя винить некого. Кто им мешал заниматься местными выборами и проводить своих кандидатов?! Сегодня нужна кропотливая системная работа с избирателями в межвыборный период, на уровне первичных ячеек партий, только в этом случае можно получить на выборах какой-то значимый результат, по-другому уже не получится. Но некоторые, вероятно, просто застряли где-то в конце 90-х, и считают, что за пару месяцев официальной избирательной кампании можно добиться существенного результата. Это иллюзии, те времена прошли и уже не вернутся. Избиратель хочет, чтобы о нём вспоминали не только в выборный период, избиратель хочет видеть реальные результаты для себя.

И, в итоге, основная интрига, действительно, заключается в том, кто станет кандидатом в губернаторы от «Единой России». И референдумный тип кампании: кандидату от «Единой России» придётся соревноваться с объективными трудностями: снижение уровня доходов населения, рост цен и т.д. Все якобы оппозиционные кандидаты будут играть роль статистов – не более… И тут, естественным образом, будет возникать вопрос интереса избирателя к этим выборам, вопрос явки и легитимности выборов. Но это тема для большого, отдельного разговора…

- Спасибо, Александр Викторович, за подробное интервью!

Автор: Сергей Бодров
Вернуться к списку

Архив номеров


Задать вопрос редакции