Какой может быть явка на выборах президента России?

31.01.2018 Описание

В гостях у «Вечёрки» вновь побывал Александр Семёнов – политический консультант, кандидат политических наук, доцент кафедры философии и истории РязГМУ, член Общественной палаты Рязанской области. Предлагаем вашему вниманию интервью с ним, посвящённое ходу избирательной кампании.

Фактор легитимности

- Александр Викторович, кампания по выборам президента России набирает обороты. Широко обсуждается вопрос явки избирателей. Почему, на ваш взгляд, так много внимания уделяется именно этому вопросу?

- Здесь есть несколько причин. Во-первых, мы имеем дело, по сути, с референдумным сценарием кампании – лидеру серьёзной конкуренции никто составить не в состоянии, и мы можем говорить только об интриге второго места. А при таком сценарии, как правило, явка снижается, так как один из основных факторов явки – это уровень конкуренции.

Во-вторых, выборы президента Российской Федерации – главные выборы страны. Президент занимает уникальное положение в системе органов государственной власти, определяя основные направления внутренней и внешней политики России. Поэтому выборы президента во многом определяют будущее страны и каждого из нас. И здесь важно понимание двух категорий, которые связаны с политической властью и избирательным процессом на высший государственный пост – легальности и легитимности. Легальность – это соответствие избирательного процесса существующим юридическим нормам, отсутствие серьёзных нарушений действующего законодательства при проведении выборов. Легитимность – это доверие со стороны общества как к избирательной системе в целом, так и к результатам конкретных выборов. Легальность и легитимность связаны, но нельзя эту связь назвать прямой. Так могут быть ситуации, когда выборы нелегальны, то есть, было множество нарушений законодательства, но при этом общество воспринимает их результаты, как легитимные. И бывает наоборот, когда выборы легальны, законодательство при организации выборов полностью соблюдалось, нарушений существенных не было, но их результаты не вызывают доверия у общества. Явка же, а, точнее, её уровень, выступает одним из существенных факторов легитимности. При прочих равных условиях считается, что чем больше явка избирателей, тем выше уровень легитимности результатов выборов и власти.

Так же нужно заметить, что легитимность бывает не только внутригосударственной, но и международной. А мы видим то беспрецедентное давление, которое оказывается на Россию в последнее время со стороны так называемого международного сообщества (считай США). И нет сомнений в том, что после 18 марта начнется широкая кампания со стороны этого сообщества в попытке делегитимизировать прошедшие выборы.

И в-третьих, в последние годы в России на выборах различного уровня наблюдается явный тренд на снижение явки избирателей. Необходимо отметить, что этот тренд является не чисто российским, его можно назвать глобальным. Избиратель становится, так скажем, более избалованным. Он хочет комфорта, минимум затрат со своей стороны для того, чтобы реализовать своё избирательное право. Именно поэтому во всём мире активно развивают различные формы голосования, комфортные для избирателей: по почте, электронное голосование, смс-голосование и т.д. О чём мы с вами говорили в прошлый раз.

Поэтому так много обсуждений проблем явки.

Возможность высказать мнение

– Да много не только обсуждений. Вместе с тем начинают реализовываться так называемые явочные проекты. Это вообще законно, и как это соотносится с избирательным законодательством?

- Это абсолютно законно! Напомню, что законодательство разрешает гражданам, организациям, общественным объединениям агитировать за участие избирателей в выборах. А что касается избирательных комиссий различного уровня, так это их обязанность – информировать избирателей о предстоящих выборах!

Что касается так называемых явочных проектов, то, на мой взгляд, это крайне позитивное явление. Много идёт разговоров о том, что власть мало прислушивается к мнению граждан. А явочные проекты, которые, в основном, основываются на различного рода опросах граждан, дают возможность высказать своё мнение о благоустройстве территорий или о каких-то школьных проблемах. Это же хорошо!

Опять-таки много разговоров о том, что власть «сушит» явку, явка падает, теперь мы видим сверхусилия по повышению явки... Но всё равно есть недовольные!

Вспомните советские времена – день голосования всегда был неким праздником: развлекательные программы, буфеты на участках... На мой взгляд, эту практику необходимо возвращать. Ещё раз подчеркну, избиратель стал очень привередливым, и необходимо использовать все законные средства, чтобы завлечь его на избирательный участок. Хотя лично я прилагал бы больше усилий к развитию новых, более комфортных для избирателя форм голосования.

Предварительный прогноз – 60-70%

– Хорошо, но смогут ли эти усилия повысить явку или не смогут?

- Сложно давать какие-то точные прогнозы в этом плане, так как такие масштабные проекты по явке впервые реализуются как на уровне страны в целом, так и у нас в регионе. Здесь только можно ориентироваться на региональные и локальные опыты реализации подобных проектов и проводить аналогии. В целом практика реализации подобных проектов давала достаточно существенный прирост явки в 5-7%. Но ещё раз подчеркну, что такого масштаба реализации подобных проектов ещё никогда не было. Так что вполне возможно ожидать и более существенного прироста явки.

- А вы можете дать какой-то прогноз явки по Рязанской области?

- Давайте начнем с того, что явка – это самая трудно прогнозируемая вещь на выборах. Слишком много различных факторов на неё влияет, вплоть до погоды в день голосования. Тем более, сейчас, при реализации столь масштабных явочных проектов, прогнозировать становится крайне трудно. Мы можем обратиться к электоральной истории региона. Самая высокая явка в Рязанской области на президентских выборах была в 1996 году в первом туре – 73,54%. Самая низкая явка была в 2008 году – 61,48%. То есть средняя явка на президентских выборах в нашем регионе находилась в районе 65%. При этом в нашей области, на президентских выборах, явка всегда была пониже, чем по стране в целом, в среднем на 2-3%.

Но необходимо напомнить, что в последние годы как по стране в целом, так и по нашей области наблюдался тренд на снижение явки. Однако можно надеяться, что как раз явочные проекты выведут явку в области в тот естественный коридор, о котором говорил выше – в 60-70%.

Более подробный прогноз я пока дать не готов. Нужно дождаться определения окончательной конфигурации кампании, посмотреть ход реализации явочных проектов. К концу февраля уже можно будет оперировать более конкретными цифрами.

– Спасибо, Александр Викторович, за подробное интервью!

Вернуться к списку

Архив номеров


    
Задать вопрос редакции