Задать вопрос
Разработка сайта:
Стартап студия Pushkin

Главный по театральному закулисью

19 Марта 2019 09:31

Заведующий художественно-постановочной частью Рязанского государственного областного театра для детей и молодёжи (Театра на Соборной) Алексей Тимофеев мог бы стать десантником, а командует производственными цехами творческого учреждения...

«Вечёрка» продолжает цикл публикаций, рассказывающих о людях, которые посвятили свои жизни служению Театру.

О театре мой собеседник даже не мечтал – после школы поступал в десантное училище, но не прошёл по конкурсу... Подрабатывал в разных местах, пока знакомые не порекомендовали его в Театр драмы. Попав сюда в 2003 году, Алексей Тимофеев задержался на целых девять лет, пройдя путь от монтировщика до начальника монтировочного цеха.

На первый взгляд, эта работа кажется не такой уж сложной... На деле же от неё зависит очень многое. Надёжно ли закреплены элементы декораций, аккуратно ли сделано всё то, что видит зритель на сцене, – всё это влияет и на безопасность артистов, и на успех спектакля.

Впрочем, в ТЮЗе, куда Алексей Тимофеев перешёл из Театра драмы, его круг обязанностей оказался ещё шире.

Кем командует завпост?


– Предложение от ТЮЗа пришло вовремя, я как раз задумывался о смене работы, – вспоминает Алексей. – И даже тогда сомневался, стоит ли мне вообще работать в театре... ТЮЗ же набирал новую команду, и я пришёл сюда на должность заведующего монтировочным цехом.


Правда, командовать на новом месте оказалось некем. Монтировщиками работали сами артисты, а монтировочного цеха не было как такового. Учиться многому пришлось и новому начальнику, и его подчинённым.


– Без сложностей, конечно, не обошлось, – продолжает рассказ Алексей Тимофеев. – Многим пришлось перестроиться, а это не для всех оказалось простым делом. Но со временем всё встало на свои места.

Работу нового завцехом оценили, и в 2013 году назначили его завпостом – заведующим художественно-постановочной частью. Должность – солидная, но и работы прибавилось. Теперь в подчинении у Алексея Тимофеева – десять цехов и два десятка работников театра, без каждого из которых невозможен выпуск спектакля: сотрудники радиоцеха, осветители, столяры, декораторы, бутафоры, швеи, костюмеры, реквизиторы, гримёры, монтировщики... Контроль над их работой – вот основная задача Алексея Тимофеева. Впрочем, «контроль» – слово не совсем точное. Тут частенько приходится и декорации самому таскать, и досконально разбираться в тонкостях театрального костюма...

Технический взгляд на творческое дело

Создание спектакля – процесс творческий, с этим никто и не спорит. Но задачи, которые стоят перед заведующим художественно-постановочной частью, как правило, бывают далеки от творчества.

– Наша работа над спектаклем начинается с технического совета – мы смотрим чертежи, схемы, обсуждаем, что нужно закупить для изготовления декораций, пошива костюмов. После этого составляется смета с учётом конкретной постановки, – поясняет Алексей Тимофеев.

Чтобы юный зритель будущего спектакля поверил в волшебство, всем приходится немало потрудиться.

– Обычно костюм сказочного героя состоит из множества деталей. Каждую необходимо изготовить отдельно, затем все соединить, и это мы ещё не говорим о гриме и головном уборе...

Не обходится работа над спектаклями и без форс-мажоров. Порой артисты высказывают индивидуальные пожелания к тому или иному образу, а иногда что-то приходится переделывать по замечаниям режиссёра или художника.

Случаются и другие неожиданные обстоятельства, которые уж никак нельзя было предугадать. Так, недавно, прямо перед поездкой на Кипр (где труппа Театра на Соборной принимала участие в театральном фестивале «Пять вечеров на Кипре» и представляла спектакль «Ночь перед Рождеством»), выяснилось: громоздкие декорации не уместятся в самолёт... Потребовалось срочно готовить мобильный реквизит, который мог бы выдержать трудности путешествия. Работникам театра всё удалось – спектакль имел на фестивале большой успех.

Зрителю о трудностях знать ни к чему...

Сейчас за плечами Алексея Тимофеева – 28 спектаклей. Казалось бы, уже сложно чему-то удивляться... Заведующий постановочной частью занимается не только декорациями и костюмами, но и принимает участие в репетициях, присутствует на генеральном прогоне, на премьере... Однако, как признаётся Алексей, несмотря на то что некоторые спектакли он видел уже по многу раз, порой он открывает их для себя заново.

– Так, в своё время я изменил мнение о спектакле «Танец «Дели» по пьесе Ивана Вырыпаева, который идёт на малой сцене театра, – делится мой собеседник. – Поначалу, честно, казалось – ерунда какая-то... Но потом заинтересовался сюжетом, развивающимся вокруг одних и тех же героев, проникся откровенностью разговоров о смысле жизни, любви, расставании...

Пожалуй, больше других заведующему художественно-постановочной частью запомнились его первые спектакля в ТЮЗе – сказка «Царевна-лягушка», которую он выпускал, возглавляя монтировочный цех, и спектакль «Тринадцатая звезда», который готовил, уже будучи в своей нынешней должности.

Другие постановки запомнились своей сложностью. В их числе – спектакль «Княжна Мери», для которого нужно было изготовить очень необычные декорации. По задумке режиссёра Марины Есениной, объём сцены был вписан в чёрный квадрат, который распадался на наклонные плоскости и углы. Так, движение героев то вверх, то вниз отражало и их личные взаимоотношения, и их иерархию в сословном обществе.

Сейчас наш герой готовится к новой премьере – «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие».

Алексею пока приходится работать и по вечерам, и в праздники, и в выходные. Впрочем, о проблемах тружеников закулисья зрителям знать необязательно. Они, в конце концов, приходят в театр совершенно не за этим...

Спрашиваю, а ходит ли в театр мой собеседник? Алексей отвечает: сейчас – нет, но прежде нередко заглядывал к коллегам. К слову, вопреки расхожему мнению, конкуренции между заведующими художественно-постановочной частью разных театров нет. Напротив, они охотно общаются и при необходимости всегда готовы прийти друг другу на помощь.

Фото автора и из личного архива Алексея Тимофеева