В Доме Культуры села Тюшево земляки представили свои товары на дегустацию, и обсудили с ретейлерами вполне животрепещущий для них вопрос: что препятствует появлению новых рязанских продуктов на полках сетевых магазинов?
Стоит сказать, что такие встречи, иначе именуемые закупочными сессиями, между представителями торговых сетей и местными производителями проводятся ещё с августа этого года под эгидой регионального министерства экономического развития и торговли. Впрочем, последнее совещание определённо отличалось большим масштабом...
Проблемные нюансы
Итак, что же мешает успешному сотрудничеству, по мнению тех и других? В первую очередь - финансовый вопрос.
Крупные агрохолдинги региона могут позволить себе устанавливать средние, и даже низкие цены на свою продукцию, и при этом получать прибыль. Малые хозяйства не имеют такой возможности, так как себестоимость их продукции выше, и порою значительно.
В свою очередь, торговые сети не желают брать на реализацию товар, который будет дороже, чем аналогичный - на соседней полке. С большой вероятностью его просто не станут покупать, и ретейлеру придётся терпеть убытки.
Другой проблемный нюанс. По мнению сетевиков не все местные товаропроизводители готовы упаковывать свою продукцию в соответствии с требованиями, которые предъявляет сеть. Упаковки из пищевой плёнки или вощёной бумаги подходят для рынка, но в крупный гипермаркет такую продукцию поставлять нельзя.
Помимо того, ретейлерам и товаропроизводителям не всегда удаётся договориться о регулярности и объёмах поставок, о продвижении продукции, взаимных правах и обязанностях.
И всё же, несмотря на множество сложностей, сотрудничество между ними постепенно налаживается...
Сетевая статистика
– Мы нацелены на расширение взаимодействия торговых сетей с местными производителями, - заявил присутствовавший на совещании глава региона Николай Любимов. – Для всех, и в первую очередь – для потребителя, актуально, чтобы на полках магазинов была свежая местная продукция. И в последнее время доля местных продуктов на прилавках увеличивается. В частности – хлеба, молока, мяса, замороженных полуфабрикатов и мёда.
Что не удивительно, в региональных торговых сетях местных продуктов больше, чем в федеральных. Так, в супермаркетах «Барс» рязанская продукция составляет 36% от общего товарооборота, в сети «Сорока» - 33%, сетях «Алфавит» и «Зодиак» - чуть больше 10%.
А вот в федеральных сетях рязанские продукты пока явно не в фаворе. В «Пятёрочке» местные товары составляют 5,3% от общего товарооборота, в «Магните» - 4,5%, в «METRO» - 1,9%, в «Ашане» - 1,8%.
Что поможет сотрудничеству?
Закупочные сессии - затея далеко не бесполезная. Так, представители федеральной сети «Глобус» сообщили на совещании, что после недавних таких сессий они согласились на сотрудничество с шестью местными производителями, и теперь количество предприятий нашего региона, товары которых представлены в этой сети, достигло 50-и.
Практически все участники совещания сошлись во мнении, что городу необходим оптово-распределительный центр, с помощью которого производители смогли бы наладить регулярные поставки своей продукции в сетевые магазины, и ещё заметнее увеличили своё присутствие в них.
Ещё одно высказанное предложение: продумать способы рекламы продуктов, впервые появляющихся на магазинных полках. На самом деле, земляки знают далеко не все хозяйства региона, и могут не заинтересоваться даже хорошим, но малоизвестным товаром.
Губернатор области заверил, что такие совещания обязательно продолжатся, и в будущем правительство области также готово выступать в качестве их организатора. А ещё пообещал подумать насчёт возможностей снижения налога на имущество, как для местных производителей пищевых продуктов, так и для ретейлеров, в сетях которых будет представлена рязанская продукция...