Источник жизни и вдохновения

26.01.2019 14:45:00 Описание
В Год театра «Вечёрка» открывает цикл публикаций, рассказывающих о людях, посвятивших свои жизни служению Мельпомене. Героями цикла мы решили сделать тех, кто чаще остаётся за кулисами, хоть труд их не менее важен.
Первой же героиней станет Альбина Шестакова – композитор, более 38 лет заведующая музыкальной частью Рязанского Областного театра кукол.


Музыка в семье Альбины Шестаковой звучала часто. Но пусть юная Альбина и занималась в музыкальной школе, о том, чтобы стать профессиональным музыкантом, а тем более – композитором, не мечтала. И всё же поступила в музыкальное училище… При этом, честно признаётся, что поначалу учёба здесь её не слишком-то привлекала.

– После первого года обучения казалось, что это – не моё. Я даже думала уйти из училища ещё куда-то. Но начались новые предметы – полифония, гармония. Они и «затянули» меня в процесс, так я и осталась.
После окончания учёбы, Альбину Шестакову распределили в Шилово. Но там она пришлась не ко двору: выяснилось, что ставка уже занята. Пришлось возвращаться в Рязань. Наша героиня устроилась на работу в детский сад. И почти каждый день по проторенной дорожке ходила и в музыкальное училище, где остались её друзья и преподаватели…

В один из таких визитов директор училища, Александр Грущин посоветовал Альбине Шестаковой нанести визит в театр кукол, где тогда искали заведующего музыкальной частью. Как выяснилось позднее, это была «неслучайная случайность».

– Я пришла в театр – Валерий Николаевич (Шадский, в то время главный режиссёр – Ред.) и Аскар Майорович (Тагер, первый директор театра кукол – Ред.) меня очень хорошо приняли, и дали мне задание – написать музыкальные темы волка, леса и Красной Шапочки для спектакля, над которым работали, – вспоминает Альбина Шестакова. – Тогда же в работе была и «Авдотья Рязаночка» – мне дали прочесть пьесу, и попросили рассказать, какой я её вижу. А через некоторое время меня зачислили в штат.

С той поры прошло немало лет. К настоящему моменту в личном багаже Альбины Николаевны – музыкальное оформление 24 спектаклей. Более чем к 40 постановкам она написала авторскую музыку. Сколько юных рязанских зрителей буквально выросли на её музыкальных произведениях – эта цифра и вовсе не поддаётся исчислению...


Когда спектакль начинает «звучать»?


С чего начинается работа композитора над спектаклем? Этот мой вопрос не ставит Альбину Шестакову в тупик. Конечно, с прочтения пьесы, выбранной для постановки. Первое знакомство с материалом, как утверждает композитор, является решающим – именно тогда она «видит» героев, и «слышит» музыку, которая должна звучать в будущем спектакле.

– Первое прочтение пьесы для меня самое важное. Мне нужно побыть одной, чтобы никто не мешал, не отвлекал. Только тогда материал в моей голове начинает «звучать». Когда же читаешь пьесу во второй раз – что-то дорабатываешь, уточняешь…

Музыкальное оформление спектакля, как и написание к нему собственной музыки – процесс творческий, и практически безостановочный. Так, музыку к недавней премьере театра, спектаклю «Каштанка» по повести Антона Чехова Альбина Шестакова довела до необходимой «кондиции» едва ли не в последние часы перед премьерой. Музыку же к спектаклю «Заколдованная принцесса» она и вовсе «шлифует» все годы, сколько спектакль идёт на сцене (а это почти 20 лет!).
  
– В работе с режиссёром я стараюсь настаивать на своём видении спектакля, чтобы потом «отпустить» постановку в свободное плавание, – рассуждает Альбина Николаевна. – Но это не всегда возможно, и не всегда удаётся. Ты смотришь спектакль снова и снова – и часто «слышишь» его по-новому, понимая, что можно и нужно усовершенствовать в его музыкальном оформлении.
  
При этом наша героиня предпочитает смотреть постановки, над которыми работала сама, не из зрительного зала, а из студии, где трудятся звуковики.
– Очень тяжело смотреть спектакли из зала – мне кажется, что тут всё не так…, –признаётся Альбина Шестакова. – Мне же необходимо иметь возможность взглянуть на сценическое действо со стороны. К тому же в студии я могу контролировать процесс, ведь спектакль – это живой организм. Актёр может сегодня сыграть свою роль так, а не иначе, и нужно дать «почувствовать» важный акцент зрителю посредством музыки, найти с её помощью единственно верную интонацию...


Техника против мистики


Создание музыки к спектаклю – процесс не только творческий, но и технический. Музыкальное оформление к постановке следует не просто придумать, но и записать. Сейчас на помощь композитору приходит современная техника. Когда Альбина Шестакова только начинала работать в театре, о таком приходилось разве что мечтать. И на какие только ухищрения не шли порой, чтобы записать тот или иной нужный для работы звук…

– Мы писали звук на лестнице, чтобы получилось ощущение пространства, а потом склеивали музыкальную тему из маленьких «кусочков», – приводит пример Альбина Шестакова.

Сегодня любой звук можно найти во всемирной паутине – будь то звук эха в горах, дождя в пустыне или даже космоса. Однако против пресловутой театральной мистики порой и техника оказывается бессильной…Так во время подготовки к постановке «Мастер и Маргарита» (премьера состоялась в октябре 1995 года) Альбина Николаевна уже записала всю музыку для спектакля, но… Загадочным образом запись оказалась стёртой. Пришлось всю работу делать заново.

Правда, больше «булгаковская чертовщина» её не коснулась… И на самом деле современная техника здорово выручает композитора, открывая перед ним новые возможности для работы. А цель этой работы – одна во все времена: сделать так, чтобы дети поверили в сказку. Достучаться до их сердец…
  

О чём мечтает композитор?


Находится ли время писать музыку для себя, спрашиваю я композитора, и получаю уверенный ответ – «это всё для себя». Музыка, как рассказывает Альбина Николаевна, часто приходит внезапно. Записывать приходится на клочках бумаги, салфетках – в дороге, на отдыхе или в поездке… Потом этим музыкальным фрагментам обязательно находится место в мозаике нового спектакля. Самое же плодотворное время для написания музыки наступает ночью.

– Днём слишком многое отвлекает, – объясняет Альбина Николаевна. – Я поэтому даже телефон стараюсь дома забывать, и чаще всего делаю это специально…

От чего точно Альбина Шестакова никогда не устаёт – так это от музыки. И после работы с удовольствием слушает её дома: восхищается джазом, Еленой Камбуровой, а в машине у неё звучат произведения Баха. Музыка наполняет её жизнь, дарит ей вдохновение…

Какие новые музыкальные идеи Альбина Николаевна презентует публике – мы узнаем уже скоро. В настоящее время она продолжает работать над музыкальным оформлением спектакля «Хаврошечка», премьера которого в Рязанском Государственном Областном Театре кукол намечена на вторую половину февраля.
  
Впереди же у композитора следующая творческая цель – написать музыку к балету. И мы верим, что её балет обязательно найдет дорогу к своему зрителю!
СПРАВКА «ВР»: Заслуженный работник культуры России Альбина Шестакова работает в Театре кукол с 1980 года. Среди лучших её музыкальных произведений – музыка к спектаклям «Мастер и Маргарита», «Гамлет», «Звезда Рождества», «Брат Чичиков», «Заколдованная принцесса», «Теремок» и другим постановкам.Использованы фото из архива Рязанского театра кукол и личного архива Альбины Шестаковой.
Автор: Светлана Молодова
Теги: Культура
Вернуться к списку
Задать вопрос редакции