Не запрещено, но рекомендовано ограничить

20.08.2019 19:30:00 Описание
Минпросвещения России до конца года разошлёт в школы регионов методические рекомендации по ограничениям в использовании личных устройств мобильной связи в образовательных организациях. Нас заверяют: чем больше времени ученик тратит на смартфон, тем хуже учится. Приводят статистические выкладки: до 90% родителей и педагогов с этим согласны! На условиях анонимности «Вечёрка» побеседовала с рязанскими педагогами. И мы, в свою очередь, возьмёмся утверждать, что далеко не всё так однозначно...


В упомянутых методических рекомендациях, к слову, нет даже косвенных намёков на какие-либо запретительные меры. Но, вместе с тем, присутствуют достаточно спорные сентенции, как, к примеру – «интенсивное использование телефона даже для решения учебных задач может отрицательно сказываться на учебной деятельности» со ссылкой на некие исследования российских учёных.

Помимо того, в методических рекомендациях для чего-то названы страны и регионы государств, где использование мобильных телефонов в школах запрещено полностью. Среди таковых, в частности, Франция, Малайзия, Нигерия, Уганда, провинция Онтарио в Канаде и штат Новый Южный Уэльс в Австралии. Зачем эта географическая справка учителям – не очень ясно. Разве что пока ещё не определившихся с мнением педагогов подводят к очевидной мысли: смартфону в школе – не место! Вот и в репостах новости об инициативе Минпросвещения в социальных сетях весело призывают читателей ставить «лайки», если они «за реальное общение и увлечённость только новой темой во время уроков»...

В общем, пусть пока использование смартфонов всего лишь ограничивают, но нельзя со стопроцентной уверенностью исключать, что вслед за этим не последуют более строгие меры.

Ну а что же, собственно, говорят на этот счёт сами школьные педагоги?


Дети не только отвлекаются, но и списывают...


– Мобильные устройства, действительно, очень сильно мешают учебному процессу, – поделилась с нами мнением одна из опрошенных учительниц. – Конечно, мы постоянно предупреждаем учащихся о том, чтобы в школе они отключали звук. Но дети есть дети, и далеко не все к этим просьбам прислушиваются. Во время урока у кого-то может зазвонить телефон, кто-то тайком пытается играть, учителю приходится призывать нерадивого ученика к порядку... Ну и ещё одна проблема – списывание. Практически любой материал из методических пособий можно найти в Интернете. Поэтому учителю часто приходится самому готовить тесты и прочий материал для контроля знаний.

– Дети нередко списывают с телефона, – согласился с мнением выше ещё один работник педагогики. – И родители ставят учителям в упрёк, что те не следят за детьми, не запрещают им пользоваться мобильниками, отсюда и проблемы с освоением учебного материала...

Впрочем, другие педагоги считают: вероятность того, что ученик подсмотрит правильный ответ в сети – ещё не причина, чтобы запрещать мобильный телефон в школе.

– Когда начинается урок, я прошу убрать все телефоны в сумки. И после слежу, чтобы не пользовались ими, особенно на контрольных, – рассказала ещё одна из участниц опроса. – Дети понимают, для чего это нужно и спокойно к этому относятся. Но, в то же время, иногда я прошу учеников самостоятельно найти в сети информацию по какому-либо вопросу, тут польза смартфона уже очевидна. И если ученику звонят родители, я всегда разрешаю выйти из класса и ответить на звонок, вдруг что-то срочное! Запрещать мобильные телефоны в школах нельзя ни в коем случае, связь с родителями должна быть всегда...


Обратная сторона запрета


Если обобщить собранные нами мнения, картина сложится следующая. Да, кто-то из педагогов видит в смартфоне у школьника едва ли не источник всех зол. Другие не столь радикальны в оценках, но всё же считают, что лучше было бы в каждой школе определить места для хранения мобильных телефонов на время учебных занятий, где каждый аппарат временно оставался бы в отключённом виде. Но при необходимости ученик имел бы возможность им воспользоваться.

Третьи полагают, что следует не ограничивать ученика в использовании мобильного телефона, а научить его разумно использовать гаджет. Добавляя при этом, что смартфон способен быть не только помехой, но и замечательным помощником в учёбе.

Напоследок одно из мнений приведём полностью.

– Мобильные телефоны мешают учебному процессу не более, чем любые другие средства, – так считает преподавательница русского языка и литературы одной из гимназий. – То есть дело не в конкретном объекте, а в мотивах. Если ребёнок не хочет учиться, отсутствие телефона не поможет это исправить. Он просто найдёт другой способ отвлечься. И потом, любой запрет вызывает обратную реакцию. Все силы будут брошены на попытку пронести этот телефон в школу, скрыть его от учителя... Мало того, мы получим бурю негатива со стороны родителей, которым телефон необходим для связи с ребёнком. То есть школа приобретёт лишние поводы для возникновения конфликтных ситуаций. Аргументы из серии «Как же раньше без телефонов жили?» не работают! Прогресс диктует свои права, и его не остановить...
Автор: Александр Абрамов
Теги: Общество
Вернуться к списку
Задать вопрос редакции