Задать вопрос
Разработка сайта:
Стартап студия Pushkin

О важном – без пафоса…

29 Апреля 2019 14:19

Как разговаривать с современной молодёжью о войне? На этот вопрос искали ответ участники режиссёрских мастерских в Театре для детей и молодёжи. С каждым годом события «сороковых роковых» уходят всё дальше. И важно найти ту форму, которая была бы интересна современному зрителю. Свои версии «небанального» взгляда на войну в заключительный день работы мастерских представили Томас Лещински (Польша), а также Михаил Егоров, Екатерина Петрова и Филипп Гуревич из Москвы.

Результаты их трудов оценивали известные театральные критики Павел Руднев и Армине Оганесян.

Как одолеть равнодушие?

Режиссёр Томас Лещински, для которого участие в мастерских стало первым опытом сотрудничества с рязанским ТЮЗом, представил эскиз постановки по пьесе Леона Кручковского «Немцы» – запечатлевший её кадр вы как раз можете видеть на главном иллюстративном фото к этой статье. Эта пьеса малоизвестного драматурга была опубликована в 1949 году в одном из польских журналов, пройдя почти незамеченной. Однако сейчас интерес к ней возвращается.

В пьесе нет военных действий, а сам автор, вопреки ожиданиям, не обличает нацистскую идеологию. Его мысль гораздо шире – показать, что война является следствием «идеологии равнодушия». Главный герой, известный немецкий профессор, старается отгородиться от вопросов, которые ставит перед ним действительность: результаты его трудов используются в концлагерях, его сын служит вермахту, а дом давно перестал быть крепостью. Нет у героя и душевного покоя – особенно после того, как его дочь Рут, помогает пленному, бежавшему из концлагеря, жертвуя ради него своей жизнью.

Философскую мысль пьесы Томас Лещински «упаковывает» в оригинальную форму – спектакль начинается в зале, герои сидят рядом со зрителями. Из партера действие переносится в разные части зала, а происходящее транслируется на большой экран, позволяя превратить спектакль в своего рода документальную кинохронику.

– Здесь каждого героя можно понять, каждому можно сопереживать, – поделилась впечатлениями по окончании спектакля Армине Оганесян. – На первом плане в пьесе – не внешние, а внутренние враги человека, которые порой оказываются гораздо опаснее…

Любовь и смерть

Выпускник ГИТИСа Филипп Гуревич представил свою версию пьесы Алексея Арбузова «Мой бедный Марат». Для постановки, как рассказал режиссёр, он взял лишь первую часть пьесы, повествующую зрителю об истории взаимоотношений Лики, Леонидика и Марата, показанных сквозь призму событий Великой Отечественной войны. Встретившись в одной из опустевших ленинградских квартир, герои находят силы для чувств, которые помогают им преодолеть боль от потери близких.

Органичным дополнением пьесы стали дневниковые записи детей-блокадников – Юры Рябинкина, Тани Савичевой. По словам Филиппа Гуревича, дневники позволяют создать атмосферу военного времени, отнявшего у многих беззаботное детство. Впрочем, спектакль, как единогласно заявили критики, получился больше о любви, чем о войне – настолько яркими оказались и актёрские роли, и та форма условного театра без декораций и лишнего антуража, которую использовал постановщик.

– Для меня это, конечно, спектакль в большей степени о любви вопреки смерти – ведь, когда любишь, хочешь жить! Невзирая на холоду и голод вокруг… Особенно важно, что, несмотря на трагические события, о которых идёт речь в спектакле, здесь остались моменты, разряжающие обстановку – юмор, ведь герои молоды и возраст берет своё, – сказала Армине Оганесян.

Изучая «Молодую гвардию»

Режиссёр Михаил Егоров из Москвы, уже знакомый рязанскому зрителю по постановкам на сцене Театра на Соборной, в этот раз взялся за произведение, ставшее поистине культовым для нескольких поколений – роман Александра Фадеева «Молодая гвардия». Произведение – прозаическое, а, значит, его особенно сложно уместить в рамки сцены. Однако, как отметил Михаил Егоров, на этот шаг он пошел вполне сознательно.

– Фадеев был военным корреспондентом, часто писал, что видел, поэтому очень важно было обратиться именно к его авторскому тексту, – пояснил режиссёр.

Понятно, что уместить весь роман в рамки эскизного показа было невозможно, хотя постановка и оказалась самой продолжительной среди представленных работ. Герои же «Молодой гвардии» в ней стали … студентами, изучающими текст Фадеева на занятиях. Впрочем, по мнению критиков, подобный подход себя оправдал, пусть даже и не был понят всеми зрителями.

Испытание страхом

Завершающая постановка стала едва ли не самой спорной – режиссёр Екатерина Петрова взялась за пьесу Хайнера Мюллера, основанную на повести Александра Бека «Волоколамское шоссе». Советская классика, которую сейчас не проходят в школе, повествует о первых днях войны, когда каждому, кто был призван и встал под ружьё, пришлось столкнуться со страхом быть убитым и встретиться с превосходящим силы противником...

Тема страха и стала лейтмотивом постановки: в грязи и пыли рождается образ солдата – обычного человека, которому не был чужд страх смерти, который боялся за свою жизнь, и всеми силами стремился избежать войны.

Вопреки небезызвестному выражению «у войны не женское лицо», главной героиней спектакля становится именно женщина – командир в исполнении Марины Заланской. Ей предстоит научить мужчин в борьбе с врагом не бояться смотреть смерти в лицо.

– Хайнер Мюллер – один из самых известных в мире театральных драматургов, но в русском театре он освоен мало. Потому эта работа крайне важна, – поделился размышлениями критик Павел Руднев. – Однако, хоть актриса, исполнившая главную роль и сделала это блестяще, на мой взгляд, содержание постановки, её главная мысль – могут остаться непонятыми нашим зрителем.

А судьи что?

О том, какие впечатления произвели театральные эскизы на зрителей и критиков шла речь на традиционном обсуждении, где подвели итоги работы мастерских. Были отмечены достоинства и недостатки каждого из представленных фрагментов.


Как резюмировала художественный руководитель театра Марина Есенина, какая из пьес в результате будет поставлена на сцене, сказать пока трудно. При этом, есть идеи и для большой и для малой сцены.

Пока же в театре продолжают работу над классикой мировой драматургии – уже в июне публика увидит спектакль «Ромео и Джульетта» в постановке грузинского режиссёра Вахтанга Николавы. И, к слову, Вахтанг Николава сравнительно недавно также был участником аналогичных творческих мастерских.