Задать вопрос
Разработка сайта:
Стартап студия Pushkin

Ну, граждане строители, кто хочет поработать?

27 Февраля 2015

Во вторник, 24 февраля, на портале госзакупок опубликовали протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе тех, кто готов построить музейный центр на Соборной улице. К тендеру допустили всего четыре строительные компании: три столичные и еще одну из подмосковного города Видное.

Факт для нас не очень приятный, ведь еще каких-то три месяца назад не кто иной, как министр культуры Владимир Мединский, заглянув в Рязань, заявил, что считает чуть ли не принципиально важным, чтобы новый музей на федеральные средства строили именно рязанские специалисты. Трудно не согласиться с министром. В конце концов, такая грандиозная стройка для региона – это и сотни новых рабочих мест, и налоги в местные бюджеты. Уточним, начальная цена контракта 774 837 740 рублей. И в том, что на рязанскую стройку согласились выделить такие серьезные федеральные деньги, есть, без сомнения, заслуга первых лиц региональной власти

Казалось бы, и при конкурсном отборе у рязанских компаний непременно будет преимущество, тем более что в регионе есть застройщики, обладающие необходимым для такого проекта опытом, а также крепкими материальными и людскими ресурсами.

Но... Вышло так, как вышло. Уже 3 марта, когда подведут итоги тендера и назовут победителя, рязанские строители не смогут претендовать на участие в проекте даже гипотетически. Можно, конечно, понадеяться, что кого-то из местных привлекут в качестве субподрядчиков, но дело даже не в том, перепадут землякам хоть какие-то крохи от главной стройки десятилетия или нет...

Огласите весь список, пожалуйста

Разберемся для начала, что же за варяги заявляют о своих претензиях на строительство главного музейного здания на рязанской земле.

Больше всего доверия (по крайней мере, на первый взгляд) вызывает строительная фирма «Агей-7». Согласно сайту компании, за плечами ее специалистов участие в воссоздании дворцов музея-заповедника «Московский Кремль», храма Христа Спасителя, Триумфальной арки на столичной площади Победы и т. д., и т. п.

Следующий претендент – ООО «РеалСтройИнвест-М». На строительном рынке компания немногим больше пяти лет. Возводит жилые многоэтажки в разных городах – от Мытищ до Геленджика, административные, складские здания, котельные. Иначе говоря, каким-либо опытом в строительстве сооружений культурного профиля, призванных к тому же послужить архитектурным украшением города, фирма, вероятнее всего, не обладает.

Но идем дальше... Третий претендент, ООО «Таск-Т», на протяжении девяти лет своего существования специализируется на разработке комплексных систем безопасности. При компании действует проектно-строительный департамент, на официальном сайте предприятия сообщается о неких «реализованных проектах по капитальному ремонту зданий» – этим, пожалуй, информация исчерпывается...

Еще более темной лошадкой в конкурсной гонке с призовым фондом в три четверти миллиарда рублей выглядит последний ее участник – загадочная фирма «Рост-Е» из города Видное. Сведения о ней вы сможете отыскать разве что в интернет-каталогах об услугах в строительной сфере, по соседству с частными объявлениями от бригад отделочников и «мужей на час»...

Так почему же в представленном списке не оказалось ни одной рязанской компании? Неужели в регионе нет застройщиков, которые выглядели бы предпочтительнее как минимум троих финалистов конкурса? Или всё-таки рязанцев при дележке федерального финансового пирога, аккуратно выражаясь, попросили не высовываться?

СПРАВКА: По проекту здание музейного центра на Соборной улице вместит в себя обновленные экспозиции Рязанского кремля, фондохранилище, конференц-залы, центр детского творчества, планетарий. Ныне занимаемые музеем исторические здания передадут в ведение Рязанской епархии. Начало строительства запланировано на 2015 год, завершение – на 2017 год.

Наше предположение, что местные строительные компании, попросту говоря, «задвинули» в тендере на строительство музейного центра отнюдь не голословно. С начала года подобное происходит уже не впервые.

И достаточно сопоставить общедоступные факты, чтобы понять: тенденция налицо.

Угадай победителя

Напомним, еще в январе этого года на госпортале закупок был обнародован конкурсный протокол на выполнение функций генподрядчика по еще одному объекту, финансируемому из средств федерального бюджета, – Рязанскому государственному цирку.

На ремонтный генподряд циркового здания претендовали Рязанское научно-реставрационное управление (специалисты которого ранее реставрировали здания Рязанского кремля, усадьбу фон Дервиза в Кирицах, областную филармонию и многие другие объекты), компания «Стройактив», входящая в группу «Веллком» (капитальный ремонт детской областной клинической больницы и областного кардиодиспансера), еще одно рязанское предприятие ООО «Новация» и некая без году неделю существующая столичная компания «СтройРесурс». Угадайте, кто победил в конкурсе?

Впрочем, не будем забегать вперед. Заявку «Новации» отклонили по причине отсутствия некоторых необходимых документов. Казалось бы, у двух оставшихся в конкурсе солидных строительных предприятий были все шансы на победу!

Начальная цена договора была объявлена в размере 432 319 370 рублей. При критериях выбора победителя конкурса, предусматривающих сравнение предлагаемой цены и качества выполнения работ, Рязанское научно-реставрационное управление предложило реализовать проект за 430 млн рублей, гарантируя владение технологиями и ресурсами солидной кипой сопровождающих документов. Не менее внушительный пакет документов, включающий в себя порядка 80 рекомендательных писем, представила компания «Стройактив», предложившая цену в 399 млн рублей.

В свою очередь, московское предприятие «СтройРесурс» потрудилось только предоставить скудные данные о себе и предложило выполнить проект за 410 млн рублей. И как это ни парадоксально, но именно заявке «СтройРесурса» конкурсная комиссия отдала предпочтение...

Снова в пролете

Вероятно, так и не уяснив, по каким же неведомым критериям был выбран победитель конкурса, впоследствии и «Стройактив», и Рязанское научно-реставрационное управление подали жалобы на неправомерность действий конкурсной комиссии в Управление Федеральной антимонопольной службы по г. Москве. И специалисты УФАС признали жалобы обоснованными, но что толку?

Результаты конкурса, разумеется, отменять никто не стал, поскольку договор с московской организацией уже заключен, а после драки, как известно, кулаками не машут. Расторгнуть договор (вслед за чем, возможно, будет объявлен новый конкурс) реально только в судебном порядке, но такое развитие событий, честно говоря, представляется маловероятным.

И вот теперь мы снова пролетаем – на этот раз мимо конкурса на строительство музейного центра.

Как рассказали «Вечерке», желающие-то взяться за грандиозную стройку, конечно, были. Но представители конкурсной комиссии дали понять, что для местных застройщиков участие в тендере – затея бессмысленная...

Поведение деятелей федерального Минкульта, отвечающих за работу комиссий по обоим упомянутым конкурсам, выглядит особенно странным в свете приснопамятного заявления их непосредственного руководителя Мединского, заверявшего, как мы и говорили вначале, что уж на этот-то раз без рязанцев стройка точно не обойдется. Сам собой возникает вопрос: для чего вообще нужны тендеры с привлечением рязанских компаний, если в конечном счете объекты всё равно достаются москвичам?