Задать вопрос
Сайт разработан:
Стартап студия Pushkin

«Полубокс» для настоящего мужчины

12 Апреля 2016

В моём родном городе Одессе солидные пожилые мужчины ходили стричься к Семёну Марковичу. О, это был легендарный парикмахер... Меня с ним познакомили в возрасте пяти лет, когда ему было уже за семьдесят.

– Вот что я тебе скажу, Миша, – хрипловатым тенором объяснял дядя Сёма, безжалостно состригая мои мальчишеские кудри. – Серьёзный человек начинается с головы. Во всех смыслах этого слова. Поэтому зачем тебе эти кудельки? Мы будем иметь на голове настоящий «полубокс», как маршал Жуков...

Насчёт Жукова дядя Сёма говорил с полным знанием дела. Именно он и никто другой оказывал парикмахерские услуги прославленному маршалу Победы во время довольно краткого пребывания Георгия Константиновича в должности начальника одесского военного округа.

– Вполне интеллигентный был мужчина. Пользовался исключительно одеколоном «Шипр», – делился воспоминаниями любимый парикмахер одесских ветеранов. – Расплачивался всегда лично. А чтобы на сдачу посмотреть – ни боже мой! И всегда спрашивал за мой интерес по поводу, как сыграет «Черноморец» в этом сезоне.

Эксперименты на одноклассниках

– «Бокс» и «полубокс» в Стране Советов пользовались огромной популярностью у большинства мужского народонаселения, – рассказывает известный рязанский парикмахер, лауреат многих российских и международных конкурсов Виктор Шарапов. – А для трёх категорий клиентов эти стрижки были практически обязательными. Коротко стриженный затылок был «фирменным знаком» школьников до шестого класса, военнослужащих и спортсменов. Возможно, протест против этого единообразия и заставил меня ещё в школьные годы взять в руки ножницы.

Интересно, что мода на советские стрижки вернулась к нам в 90-е годы прошлого века. Правда, в это время бритый затылок и короткая чёлочка указывали на принадлежность к совсем другим «специальностям»... Но это скорее вопрос социологический. Нас же сегодня интересует главным образом парикмахерское искусство.

С экспериментов над причёсками своих одноклассников и одноклассниц начинал не только Виктор Шарапов, но и многие сегодняшние мастера-парикмахеры. Модельная стрижка в салоне красоты в середине 70-х стоила недёшево – полтора рубля для мужчины и три рубля для дамы. Чтобы было понятно: три рубля обычно одалживали до зарплаты, на эту сумму можно было посидеть вечером в ресторане. Для сравнения – тот же «полубокс» обходился в 15 копеек.

МЕЖДУ ТЕМ: В СССР парикмахеров-модельеров вплоть до 1991 года готовили только в двух городах страны. В Риге на стажировку у обучающихся уходило три года, во Львове – четыре.

С консервной банкой в голове

– Конечно, когда ты немного подрастёшь и начнёшь нравиться дамочкам, мы тебе сделаем «канадку», – просвещал автора этих строк в его одесском детстве дядя Сёма. – С этим фасоном на Дерибасовской можно иметь большой успех. Но, если хочешь знать моё мнение, до добра все эти чубчики и брюки дудочкой не доводят... Настоящий мужчин носит «бокс». Ну или, как Юля Бриннер, вообще на голове ничего не имеет...

Для тех, кто не в курсе: «Юля Бриннер» – голливудская звезда Юл Бриннер, прославившийся в СССР после своей роли ковбоя Криса в легендарном вестерне «Великолепная семёрка». Его бритый наголо череп вошёл в моду у советской молодежи в начале 60-х.

«Постригите меня под Криса!» – говорили парикмахеру, и никаких дополнительных объяснений уже не требовалось. Кстати, родители голливудской звезды были родом из Одессы, что и позволяло местным парикмахерам проявлять некоторую фамильярность.

А вот «канадка» или, как она называлась в официальных прейскурантах советских парикмахерских, стрижка «Молодёжная»», стала популярна в СССР после Московского фестиваля молодёжи и студентов 1957 года. Столичные стиляги немного подправили модный фасон, сооружая на голове шикарный «кок» под Элвиса Пресли. Лак для волос в те времена могли себе позволить лишь избранные, поэтому закреплялось это сооружение сахарным сиропом, а то и обычным канцелярским клеем.

– Законодателями мод в советское время, как, впрочем, и сегодня, были популярные актёры и певцы, – проводит краткий экскурс в историю Виктор Шарапов. – Причёски 60-х были, пожалуй, одними из самых трудоёмких и сложных в XX веке. С одной стороны, в эти годы вошли в моду простые стрижки геометрических форм. С другой – тогда же стали популярны локоны, завитки и (отличительная особенность 60-х) начёс. Брижит Бардо, Одри Хепбёрн, Барбра Стрейзанд: вместе с ними в нашу жизнь пришла мода на причёску «бабетта» («Бабетта идёт на войну» – фильм с Брижит Бардо в главной роли – Авт.). Чтобы достигнуть нужной высоты начёса, наши модницы шли на хитрость: под собственные волосы или накладной шиньон подкладывали консервную банку... «Бабетта», туфельки на шпильках, капроновые чулки со швом и плащ из болоньи – вот портрет наших модных мам начала 60-х годов прошлого века...

«Оборона» Серёги Лобанова

В 70-е вместе с популярностью французской певицы Мирей Матье в советскую моду приходит стрижка «паж» или, как её называли знатоки, «сэссон». Автором причёски был английский стилист Видал Сассун. Примерно в то же время в стране победившего социализма появились первые хиппи, а вместе с ними и мода на длинные прямые волосы как у мужчин, так и у женщин.

Своеобразный манифест молодёжной контркультуры – знаменитый на весь мир фильм «Иисус Христос – суперзвезда» мы увидели гораздо позже. Однако магнитофонные записи, а вместе с ними и фотографии главных героев – Теда Нили и Ивонн Эллиман в ролях Иисуса и Магдалины, ходили по рукам практически повсеместно. Фотографии чаще всего были очень плохого качества, но длинные волосы на них рассмотреть было несложно. Лозунг «Кто хиппует, тот поймёт!» стал своеобразным паролем моих сверстников в борьбе за право на свободу в выборе причёски. На входе в родную рязанскую 45-ю школу стоял кордон из двух завучей и директора с линейками в руках. Если длина волос заходила за воротник рубашки более чем на два сантиметра, «хиппующего» школяра не допускали до занятий и безжалостно отправляли в парикмахерскую. В это трудно поверить, но факт остаётся фактом – мой дружок и одноклассник Серёга Лобанов две недели «держал оборону», пока его под конвоем членов школьного комитета комсомола, трудовика и преподавателя физкультуры не усадили-таки в кресло парикмахера...

Мы не претендуем на подробный анализ парикмахерского искусства советского времени. Да это и не нужно… Атмосфера времени, его аромат – вот что, вопреки законам причинности, возвращает нас в молодость и даёт возможность немного по-другому взглянуть на день сегодняшний. Наверное, необходимо было пройти путь запретов и увлечений для того, чтобы наконец-то поверить строчкам из «Евгения Онегина»: «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей». Хотя, вероятно, для кого-то и сегодня эта истина ещё нуждается в доказательствах…

КСТАТИ: В 20-е годы прошлого столетия весь мир охватила мода на короткие женские стрижки. И хотя Страна Советов отрицала существование моды, этот стиль приняла и власть, и гражданки новой державы. Стрижку «гарсон» (под мальчика) носили пламенные революционерки, девушки фабричные и заводские... Новая стрижка стала символом эмансипации и прав, которые получила советская женщина.