Задать вопрос
Разработка сайта:
Стартап студия Pushkin

Последний дворец коммунизма

12 Мая 2017 10:05

Сегодня принято считать, что большая часть старого рязанского района, застроенного маленькими деревянными домиками и городскими усадьбами XIX века по улице Некрасова, была снесёна во время «дикой» краснокирпичной коттеджной застройки начала 90-х. На самом деле это не совсем так…

Решение о строительстве нового здания обкома КПСС рядом с Рязанским кремлём было принято ещё в конце 70-х. Говорят, что главным сторонником этой идеи был первый секретарь областного комитета партии товарищ Приезжев. Он же, пользуясь благосклонностью «дорогого Леонида Ильича», продавил в ЦК проект целого закрытого партийного городка, которому надлежало занять пространство от Соборной площади с одной стороны до десантного училища с другой.

Последующая естественная ротация в высшем партийном руководстве страны (вожди один за одним уходили в мир иной) лишь затормозила процесс строительства. И уже в 1986 году преемник Приезжева – товарищ Смольский торжественно заложил первый камень в фундамент будущей цитадели рязанских коммунистов. Предполагалось, что строительство будет завершено в рекордно короткие сроки, и уже в 1990 году авангард местных борцов за светлое коммунистическое завтра сможет отпраздновать новоселье. Кто ж знал, что в ближайшее время в стране начнётся демократизация и почти завершённое строительство замрёт на стадии внутренней отделки... Так или иначе, новую рыночную эпоху Рязань встречала с огромным строительным пустырём и непонятно кому принадлежащим недостроенным дворцом в самом центре города...

Мрачноватое местечко

«Подходили мы к зданию с опаской. Ждали, что преградят дорогу строгие мужчины в штатском или полезут из всех щелей существа в лохмотьях в предвкушении добычи, – так четверть века назад корреспонденты «Вечёрки» Нина Лисина и Сергей Мулин начинали свой репортаж с незавершённой рязанской «стройки века». – Но никто не шёл навстречу. Кажется, мы были одни на этом огромном пространстве. Справа мерцали купола кремля, впереди разбухала Ока. Мрачноватое местечко, надо сказать, для прогулки: скелет огромного здания с костями лестничных пролётов на фоне неоштукатуренных краснокирпичных стен. Вокруг мрачный пустырь, затянутый сухой сеткой прошлогоднего бурьяна, вперемешку с железными каркасами, прутьями, перевёрнутой стрелой автокрана в сухом бетонном водоёме. И вокруг – никого…»

Намеренно столь подробно привожу описание апокалиптического пейзажа: он как нельзя лучше иллюстрирует общее настроение весны 92-го года. Эйфории от победы российской демократии заметно поубавилось. Оказалось, что рыночная экономика – отнюдь не рай небесный, а довольно жёсткая система, требующая ежедневной работы и умения самому решать, как зарабатывать хлеб насущный.

«Первая демонстрация рязанских демократов выдвинула лозунг: «Новое здание обкома – народу!», – вспоминали совсем ещё недавние времена наши коллеги. – А на следующей демонстрации транспаранты смело вешали прямо на недостроенное здание. И митинг проводили напротив него. В общем, ни у кого не оставалось сомнений – мы опять победили!»

Какими же были предложения по поводу дальнейшей судьбы коммунистического дворца? Вот самые популярные: областной медицинский диагностический центр и молодёжный культурный центр… Не стоит удивляться романтичной наивности наших тогдашних мечтаний. Это было удивительное время, когда души и сердца переполняла уверенность, что завтра, ну, в крайнем случае послезавтра, мы все заживём, как на Западе. А вопрос, откуда возьмётся изобилие и процветание, вызывал глухое раздражение и обвинение в неуместном пессимизме.

Когда и палка стреляет

«Потихоньку страсти улеглись. Митингующие успокоились. А здание как стояло открытое всем ветрам, так и стоит, – констатировали ситуацию 1992 года Нина Лисина и Сергей Мулин. Окончательную ясность внёс сторож, которого журналистам удалось обнаружить на заброшенной стройплощадке.

«Всего за 600 рублей два сторожа попеременно охраняют здесь народное добро на 180 миллионов (по поводу того, откуда появилась данная сумма, поговорим чуть позже – Авт.). Сторож предупредил, что внутрь заходить опасно. Что милиция отказалась охранять здание за такие гроши. Ещё сторож сказал, что вроде бы здание кому-то продали, но хозяин не появляется, возможно, боится. А он сидит в будке, есть телефон, топчан, телевизор и палка вместо оружия. Если кто-то захочет что-то в здании украсть, то он может с палкой броситься наперерез с криком: «Не трожь народное добро!», если у него, конечно, нет головы на плечах. Но голова пока цела, и за 600 рублей он ею рисковать не станет».

Надо ли говорить, что при такой постановке вопроса из недостроенного обкома утащили всё, что только можно? Начиная от импортных оконных стёкол и мраморной облицовки и заканчивая деревянной опалубкой...

Вернёмся, однако, к 180 миллионам. Как выяснили наши коллеги, именно на эту сумму тогдашние городские власти взяли кредит у федерального правительства на покупку 100 троллейбусов и 30 автобусов. В залог предоставили недостроенное здание обкома.

«В принципе, мы продешевили, – сокрушался председатель горсовета Вобленко. – Могли бы за него сорвать большой куш. Но это диктовалось тем, что срочно нужны были троллейбусы и автобусы, а они дорожали...»

Рязанский сюрреализм

Не знаю, как вас, уважаемые читатели, но автора этих строк не оставляет ощущение, что всё описываемое «Вечёркой» можно было бы практически без купюр использовать для сценария сюрреалистического фильма. К слову сказать, эти пресловутые 180 миллионов в дальнейшем оказались поводом для заведения уголовного дела. Транспорт-то на них приобрели, но у какой-то «левой» фирмы. В Рязань автобусы и троллейбусы поступили без задних мостов и других комплектующих. Между тем, областная администрация, мэрия и областной совет приняли решение о создании в здании недостроенного обкома крупнейшего в России делового центра…

Финал у этой истории не менее фантастичный. После долгих перипетий многострадальное здание на Соборной всё же обрело хозяина. В 1996 году сюда переехало рязанское отделение Центробанка.

Сегодня неподалёку от несостоявшегося обкома вновь идёт строительство. На следующий год запланировано открытие нового здания музейного центра музея-заповедника «Рязанский кремль». Помнится, в начале 90-х сетовали, мол, место здесь нехорошее... Хочется верить, что на этот раз никакие суеверия завершить стройку в срок не помешают.

КСТАТИ: В строящемся в конце 80-х здании обкома было два подземных и шесть надземных этажей. Проектом было предусмотрено обустройство внутри здания кинотеатра с бельэтажем, крышу которого должна была увенчать вертолётная площадка, а также ресторана и нескольких конференц-залов.