Задать вопрос
Разработка сайта:
Стартап студия Pushkin

Как в Рязани пытались загладить вину перед вкладчиками

3 Июня 2019 19:11

Ещё раньше, чем на слуху у нас укрепилось понятие «обманутый дольщик», немало наших соотечественников побывали в роли обманутых вкладчиков. Что примечательно, власть пыталась (и пытается) компенсировать финансовые потери как дольщикам, так и вкладчикам. Только в случае с вкладчиками 90-х успешность этих попыток куда сомнительнее.

В рубрике «Из архива «ВР» поговорим о сберкнижках как об источнике воспоминаний…


Собственно, именно так: «Храните сберкнижки – источник воспоминаний!» называлась статья журналиста Павла Греся, опубликованная в «Вечёрке» в июне 1994 года.

Тогда, четверть века тому назад, было обнародовано постановление главы администрации Рязанской области (должности губернатора ещё не существовало) Геннадия Меркулова «О единовременных компенсациях вкладчикам Сбербанка РФ, имевшим вклады на 1 января 1992 года». Для тех, кто в силу возраста не понимает, о чём речь, объясню. В процессе нескольких денежных реформ начала 90-х значительные средства, хранящиеся гражданами в виде вкладов, обесценились. Особенно пострадали пенсионеры. Так называемые «гробовые» деньги, собираемые на достойные проводы в мир иной, превратились в копейки, на которые, в лучшем случае, можно было приобрести один венок на могилку…

Радикальная санация

«…«Усушку» денежных вкладов населения принято трактовать как естественную убыль при переходе к рыночной модели товарно-денежных отношений, – писал наш коллега в июне 1994-го. – Спрашивать «Кто виноват?» и «Что делать?» не имеет смысла – никто не виноват, и ничего не поделаешь. Государство просто не в силах защитить сбережения своих граждан от обесценивания».

Павел Гресь предполагал, что тотальное обесценивание сбербанковских вкладов могло быть и не столь масштабным. И мы сегодня можем согласиться с его версией – наши финансовые неприятности начала 90-х были одним из способов радикально сократить рублёвую массу, лежавшую мёртвым грузом на счетах, и таким образом провести своего рода санацию общей финансовой ситуации в стране...


Так или иначе, но попытки хоть как-то компенсировать гражданам их денежные потери предпринимались. Ту из них, о которой рассказывалось в материале Павла Греся, затеяли на достаточно странных условиях. Для получения компенсации вкладчик должен был перевести имеющийся у него вклад на беспроцентный депозит, и, в зависимости от суммы вклада, мог рассчитывать на льготу по оплате коммунальных услуг. Правда, льгота эта действовала недолго...

Сколько нам остались должны?


Не будем сегодня вдаваться в подробности той давней истории. Для нас важнее другое – первая попытка, как, впрочем, и практически все последующие, носила формальный характер и предпринималась скорее для того, чтобы сбить градус общественного беспокойства. А не решить проблему. Оно и неудивительно: только на июнь 1992-го года на счетах российских вкладчиков накопилось 315 миллиардов рублей (по номиналу 1991 года). Чтобы понять, много это или мало, умножьте эту сумму примерно эдак на 600... Так в самом грубом приближении можно представить эти деньги в их сегодняшнем эквиваленте.

Как тут не вспомнить слова Сергея Степашина, сказанные им ещё пять лет назад: «Для того, чтобы полностью выплатить компенсации по вкладам Советского Союза, не хватит ни одного бюджета ни одной страны...»?

Что примечательно. Вопрос компенсаций за «сгоревшие» советские вклады и по сей день продолжают использовать различные политические силы, в первую очередь как некий козырь в предвыборных кампаниях. Государство периодически выделяет средства на частичное, и весьма незначительное, погашение долгов. По расчётам Минфина, на сегодняшний день гражданам всё ещё должны около 250 млрд рублей. И это при условии выдачи четырёх нынешних рублей за один советский рубль…

Использованы фото forbes.ru, inforesist.org