Хлеб и зрелища Николая Озерова

14.08.2015 Описание

Мудрые утверждают: не стоит сожалеть о том, что не свершилось. Так или иначе, жизнь складывается именно так, как должно. Хотя иногда очень хочется помечтать: а вот если бы...

Дочь легендарного спортивного комментатора Надежда Озерова всегда мечтала заниматься музыкой и спортом. Семейные традиции позволяли надеяться на успех. Дедушка – известный оперный певец, солист Большого театра, профессор Московской консерватории. Спортивная слава отца хорошо известна даже людям, никогда не бывавшим на стадионе. Многократный чемпион СССР по теннису, заслуженный мастер спорта, способный футболист, игравший в нападении за дубль «Спартака», ну и, главное, знаменитый на весь мир спортивный комментатор... В семидесятые ни одна эстрадная звезда не могла тягаться с Озеровым по популярности.


На днях, во время визита Надежды Озеровой на рязанскую землю, нам удалось побеседовать с ней и о её жизни, и о её легендарном отце...


– Я окончила дирижёрско-хоровое отделение Гнесинского училища, – поведала нам Надежда Николаевна. – К сожалению, с музыкой не сложилось. В середине восьмидесятых хоровое пение переживало не лучшие времена. Закончи я училище несколькими годами позже, вполне возможно, моя мечта стать церковным регентом и осуществилась бы. Но в 85-м это было ещё практически невозможно. Правда, в русле семейных традиций я всё равно осталась: по сегодняшний день работаю редактором на телевидении.

– Насколько я знаю, в вашем роду были и священнослужители?

– Да, мой прапрапрадедушка Михаил Виноградов был священником и известным духовным композитором. У меня есть небольшой опыт пения в церковном хоре. Это удивительное искусство, требующее не только высокого профессионализма, но и особой духовной наполненности.

Было темно и очень страшно...

– Надежда Николаевна, ваш отец для абсолютного большинства россиян – великий спортивный комментатор. Уже выросло целое поколение, никогда не слышавшее Николая Озерова в эфире, и тем не менее повторяющее знаменитое изречение «Такой хоккей нам не нужен...». Но ведь был и Николай Озеров – артист МХАТа... Отец никогда не жалел, что комментатор затмил в нем актёра?

– Никогда. Наоборот, он считал, что актёрская школа помогла ему найти индивидуальный стиль ведения спортивных программ. Что же касается театра, то, по свидетельству друзей отца, он был очень способным актёром.

– Вы видели отца на сцене?

– Мы с братом родились, когда отец уже редко играл... Но один спектакль – «Синяя птица» – я всё же помню, хотя мне было всего четыре года.

– Николай Николаевич играл Хлеб в пьесе Метерлинка. И хотя первым исполнителем этой роли в спектакле МХАТа был гениальный Москвин, многие театралы считают, что именно Озеров был самым лучшим Хлебом всех времён и народов...

– Я тоже неоднократно слышала эту театральную легенду. К сожалению, не могу её подтвердить личными впечатлениями. Помню только, что нам с братом было очень страшно в тёмном театральном зале и Коля всё время шептал мне на ухо: «Ну его, этот спектакль... Пойдём лучше караулить папину машину».

– И всё же друзья отца утверждали, что он был очень талантливым актёром?

– Если учесть, что речь идёт об Анатолии Папанове и Андрее Гончарове, их мнению можно доверять. Они помнили папу ещё по ГИТИСу и рассказывали, что он был одним из самых перспективных студентов.

История с тюбетейкой

– Театральные друзья отца часто бывали у вас дома?

– Я бы так не сказала... Но каждый год 5 декабря у нас за столом собиралась фронтовая концертная бригада ГИТИСа.

– Ещё одна легенда?

– Ещё какая... Папа поступил в ГИТИС в 1941 году, буквально перед самой войной. А уже осенью фронтовая бригада отправилась на фронт с подготовленной программой. А ещё тогда же он играл в теннис!

– ???

– Осенью 1941 года командование предложило трём московским теннисистам, не уехавшим в эвакуацию, проводить регулярные показательные матчи на всех столичных стадионах. Радиотрансляции звучали на всю страну. Люди понимали: несмотря на все трудности, в Москве продолжается нормальная жизнь.

– Рассказывают, что у Николая Николаевича была волшебная тюбетейка...

– Ну вот вам ещё одно доказательство: чем бы отец ни занимался, он всегда вносил в свою жизнь элемент театрального представления. Была у него старая затёртая тюбетейка, в которой он начинал играть в теннис ещё в середине тридцатых годов. На серьёзных соревнованиях он её надевал только в самые критические моменты. И зритель и соперник понимали: если Озеров надел тюбетейку – будет биться не на жизнь, а на смерть. В радиотрансляциях с матчей так и говорили: Озеров сегодня в тюбетейке, значит, игра будет серьёзной...

«Гол! ...! Штанга!»

– Вашего отца всегда сопровождали легенды. Насколько они соответствовали действительности?

– Иногда эти рассказы выдумывались самим отцом или его друзьями. Озеров обожал розыгрыши и был человеком с большим чувством юмора. Ну и актёрская натура требовала спектакля...

– Надеюсь, знаменитое восклицание: «Гол! ...! Штанга!», из-за которого Николая Николаевича на несколько месяцев отлучили от эфира, не было выдумкой?

– Как раз это типичный пример розыгрыша, ушедшего в народ и ставшего легендой. Тысячи советских болельщиков могут поклясться, что собственными ушами слышали знаменитую трансляцию. Но отец утверждал, что изначально эту байку придумал Лев Филатов, журналист «Советского спорта», а позже главный редактор еженедельника «Футбол-хоккей». После того как она дошла до отца, он специально не стал ничего отрицать, а только посмеялся. Когда Озерова спрашивали, почему он публично не опровергнет эти слухи, он отвечал: «Если бы обо мне говорили, что я старушку ограбил, можно было бы возмущаться... А в том, что я так искренне переживаю за наш футбол, для меня нет ничего обидного. Тем более всем, кто меня хорошо знает, известно: я принципиально не употребляю крепких выражений ни при каких обстоятельствах».

– Известность вашего отца в СССР можно было сравнить разве что с популярностью Юрия Гагарина. Груз ответственности не давил?

– Отец всегда был для меня прежде всего родным и очень близким человеком. О том, что он мировая знаменитость, талантливый артист, кумир тысяч людей, я как-то не задумывалась... Была гордость за нашу семью, была уверенность в собственных силах, которую отец всегда во мне поддерживал... Говорят, что масштаб человека проверяется временем. Прошло уже 17 лет со дня его смерти. Но назови сегодня имя и фамилию – Николай Озеров, и люди сразу же начинают улыбаться. По-моему, это дорогого стоит...СПРАВКА «ВР» В труппу МХАТа Николай Озеров был зачислен сразу после окончания Государственного института театрального искусства в 1946 году. За 30 лет работы в прославленном театре он сыграл более двадцати ролей, в том числе в спектаклях «Победители», «Офицеры флота», «Пиквикский клуб», «Синяя птица», «Школа злословия» и «Двенадцатая ночь». Также Озеров снялся в кинофильме «Одиннадцать надежд» вместе с Анатолием Папановым, в картинах «Хоккеисты» и «Ход белой королевы». Как спортивный комментатор Озеров вёл репортажи со стадионов сорока девяти стран, с семи футбольных и двадцати пяти хоккейных чемпионатов мира, с четырнадцати летних и зимних Олимпийских игр, не считая бесчисленных всесоюзных соревнований...

Автор: Яков Михайлов
Теги: Спорт
Вернуться к списку

Архив номеров


Задать вопрос редакции