Задать вопрос
Разработка сайта:
Стартап студия Pushkin

Мастер слова забытой эпохи

26 Октября 2018 20:30
Если вам случалось проходить по улице Ленина мимо школы №7, вы наверняка, видели табличку: «В этом здании в 1920-х годах жил и работал известный писатель Макаров Иван...». Что это за писатель, и в каких кругах и когда стал он известным? Разберёмся, ведь 30 октября, исполнится 118 лет со дня рождения нашего земляка – литератора...

Что говорить, любят в России именоваться пышно... Вы это ясно увидите, например, если прогуляетесь по Новодевичьему кладбищу. Тут даже памятники с фамилиями никому не известными, вроде Иванов, Петров или Сидоров, обязательно украшает приписка «знаменитый поэт», или «заслуженный академик» или хотя бы «герой социалистического труда».

Почему же имя нашего земляка-рязанца Ивана Ивановича Макарова, автора шести романов и четырёх повестей, нуждается в эпитете «известный писатель»?

Не потому ли, что его расстреляли в тридцать седьмом, а само имя «вычеркнули из литературы», как принято выражаться? И попробуй сейчас найди хоть какую-нибудь книжку Макарова! В шестидесятые, на волне всеобщего интереса к запрещённым сталинизмом личностям, его начали было издавать, – однако с тех пор, как в 1970 году «Московский рабочий» напечатал очередной сборник, новых экземпляров его книжек практически не появлялось.

И при этом удивительным образом Макаров оставил свой след и в «большой», как принято выражаться, литературе! 

Творческий псевдоним Макарова – Иван Буйный. А во внешности его угадывается «плечистый вихрастый молодой человек» – и это были именно те слова, которыми Михаил Афанасьевич Булгаков описал своего героя Ивана Бездомного. Да и буйное поведение этого Иванушки в первой же главе «Мастера и Маргариты» заставляет задуматься: да уж не рязанский ли писатель стал прототипом этого героя (а вовсе не Демьян Бедный, как принято считать)? 

Судьба булгаковского героя, как мы помним, печальна. После встречи с Мастером в психиатрической клинике он зарёкся писать стихи. Рязанец Макаров писал всё больше прозу, и до конца своей короткой жизни не зарекался... Что же касается трагизма – его в жизни Ивана Ивановича, к сожалению, хватало.


Сын своего времени


Впрочем, что мы знаем об этом человеке? Знаем, что он – ровесник века: родился в 1900 году. Что представитель, скорее, не крестьянства, а пролетариата: отец его был сапожником, хотя значился в документах крестьянином безземельным. Семья жила в селе Салтыки под Ряжском. (Интересно, что подавляющее большинство писателей двадцатых годов – дети рабочих или железнодорожных служащих, или, реже – егерей, как, к примеру, Гайто Газданов). 

Известно и о годах его учёбы в Ряжской гимназии – которая была платной, и родители (будучи как пролетарии людьми априори бедными) изыскали-таки 60 рублей в год на образование единственного сына. В гимназии Иван приобрёл друзей, ставших впоследствии его комсомольскими соратниками. 
Ведь активиста, что называется, видно смолоду...

Как рассказала поэтесса и исследовательница творчества Ивана Макарова Ольга Сидорова, в гимназических журналах сохранились выговоры за поведение не только нашему герою, но и его приятелю Ивану Пересыпкину. Тот потерял ученический билет, который позднее был обнаружен… в женском монастыре в Сарове, Нижегородской губернии. И это на заре ХХ века, когда эпоха романтики автостопа ещё даже никому не грезилась! 

А затем, подобно множеству ровесников, в 1917 году Макаров срывал портреты царя с волостного управления, и вскоре ушёл добровольцем в Красную Армию.

После армии, в возрасте 22 лет, началась работа в комсомоле, а следовательно – в газетах. Макаров жил в Рязани, причём ему выделили комнату именно в здании теперешней седьмой школы. Он, как тогда было принято, сам делал всё: писал, редактировал, чуть ли не в типографии набирал газеты «Мысли юного коммунара» и «Клич молодёжи». Начал писать рассказы и пьесы, причём писать предпочитал красными чернилами или таким же карандашом. Во многих документах Макаров и подписывался красным!


От травли до расстрела


Однако чем старше Иван Буйный становился, тем меньше «попадал в формат» советских изданий.

Хочется-то сказать правду, а правда в чём? – В том, что сам видел в русской деревне! И ведь писал и точно, и не без юмора. Вот, например, какой интересный образ: «...пил самогонку маленькими, злобными глотками. Он точно кусал питьё». Или такой пассаж в традиции сатиры, идущей от самого Гоголя: «(Калоши) две недели сортировали. Обнаружилось, что почти все они на правую ногу. Попалась и такая калошина, на которую сбегались смотреть как на диво. Потом её выпросил приказчик на люльку новорождённому сыну». Или вот: «Мужик, расписываясь ногами в своей нетрезвости, повернул за ним...»

Наступали 1930-е годы, а вместе с ними – всевозможные кампании травли за что угодно. Не миновала чаша сия и нашего земляка.

Да и как советским критикам было его не травить, если у него в рассказе крестьянин-кулак, владелец целого острова, разговаривает на этом острове то с селезнем, то с дубом? А потом топится, как бесприданница? Что это за мелкобуржуазные драмы? А в другом рассказе умирающий от чахотки коммунист на смертном одре не прекращает скандалить с женой, которая собралась бежать за попом? Что за смех сквозь слёзы?

«Психоиррационализм» – вот каким слово заклеймили творчество Макарова! Одно это слово – находка, сродни тем неологизмам, которыми пестрит вся русская проза 1920-х, включая и макаровскую.

А в литературной энциклопедии 1932 года издания написали: «В крестьянской литературе Макаров является одним из ярких выразителей тех прослоек середняческого крестьянства, которые уже склонились к социализму, но идут к этому с оглядкой назад, полагая, что можно изменить хозяйственный уклад, не меняя коренным образом всех взглядов, не ведя самой беспощадной борьбы с кулаком».

Последний из написанных им романов не просто отказались издавать –автора назвали врагом народа. Ну, тут и правда было, к чему придраться: прежде всего, название (хотя и рабочее) – «Бельё». Прямо неприлично!

Название в итоге было изменено на «Миша Курбатов», но дело оказалось далеко не в нём... Роман этот Макарову заказал Николай Бухарин, уже попавший в сталинскую опалу. Заодно с ним репрессионнная машина «замела» всех, так или иначе связанных с этим политическим деятелем.

Дальше уж по тому времени было «дело техники» – арест, пара недель допросов, расстрел в лубянском подвале, могила на кладбище у Донского монастыря. Впрочем, есть версия, что умер он в заключении, в 1940-м, но дела это, в сущности, не меняет.

Кстати, сын писателя – Январь Макаров, 1925 года рождения – погиб в Великой Отечественной. 7 мая 1945 года...


Литературная плеяда


Что говорить, писателей в России всегда хватало. Иван Буйный взлетел на той же послереволюционной волне, что и Борис Пильняк, Артём Весёлый, Макар Свирепый (был и такой!), и множество других. Пожалуй, Андрей Платонов (тоже сын железнодорожника, ровесник ХХ века, и тоже потерявший сына во время Великой Отечественной) – самый известный и яркий представитель этой плеяды. 
         

Все они ломали «дореволюционный» книжный стиль, придумывали удивительные слова и идеологически оправдывали Человека (с большой буквы) перед системой, которую воплощали собой прежде всего – колхозы.

И все жили недолго. И все, кроме Платонова, были расстреляны в 1937-38 годах.

Человек своего времени и в судьбе, и в творчестве, сегодня Иван Макаров стал выразителем той эпохи, которую уж не помнит никто... А захотите проникнуться её духом – найдите его произведения в интернете. Там есть далеко не всё, но что есть – рекомендуем!
СПРАВКА «ВР»: 
Современникам известны следующие произведения Ивана Макарова (Буйного):
- «Дезертир», 1920 год, пьеса;
- «Стальные рёбра», роман, издан в 1930 г.;
- «На земле мир. Записки тюремного надзирателя», повесть, издана в 1931 г., переиздана в 1966 г.;
- «Рейд Чёрного Жука», повесть, издана в 1932 г., переиздана в 1966 и в 1990 гг.;
- «Чёрная шаль», повесть, издана в 1933 г., переиздана в 1970 г.;
- «Миша Курбатов», роман, написан в 1936 г., издан в 1966 г.
Также за авторством Ивана Буйного были изданы несколько рассказов – «Остров» (1930 г.) и другие.