Задать вопрос
Разработка сайта:
Стартап студия Pushkin

Полюбим физкультуру?

3 Ноября 2017

Среди энного количества школьников бытует мнение, что физкультура – не самый важный предмет, и потому уделять ему много внимания незачем. В конце концов, и ЕГЭ по физкультуре сдавать не надо. Подчас школьную физру не жалуют даже те дети, которые любят спорт, объясняя это тем, что на уроках им скучно… 

Если учитель не стремится привносить в уроки что-то новое, своё, такие занятия в восприятии детей и вправду могут превратиться в рутину.

Первая четверть – лёгкая атлетика. Вторая – гимнастические снаряды. Третья – лыжи. Четвёртая – снова лёгкая атлетика. Задания год от года особенно не меняются. Немного усложняются их комбинации, ужесточаются нормативы, но в целом все девять или одиннадцать лет школьникам приходится делать примерно одно и то же…

Новаторство в методиках преподавания физкультуры начинается с педагогов-энтузиастов, готовых вкладываться в свою работу. Людей, которые умеют организовать действительно интересные занятия.

На днях гостями «Вечёрки» стали учителя физкультуры двух рязанских школ: школы № 16 – Виктор Кондратьев и школы № 3 – Дмитрий Кольцов.

Нужно ли отменять оценки?

Оба наших собеседника убеждены: самое важное на уроке физкультуры – не натаскивать ребёнка на сдачу нормативов, а помочь ему почувствовать свои силы. Если ученик старается и у него заметен прогресс – это повод поставить ему положительную отметку, пусть даже он и недотягивает до пресловутого норматива.

К слову сказать, уже давно в Минобре России обсуждают вопрос о целесообразности отметок по физкультуре. Сторонники отмены оценок предлагают в качестве альтернативы им систему зачётов. В теории такой подход должен учитывать только старания ученика, а не его уровень физической подготовки. Впрочем, наши собеседники имеют на этот счёт своё мнение…

– Сейчас оценка – едва ли не единственное, что мотивирует некоторых учеников к занятиям, – высказывает свою точку зрения Виктор Кондратьев. – Если же ввести систему зачётов, то у некоторых пропадёт желание стараться. Зачем, если можно кое-как выполнять задания учителя и всё равно получать зачёты? Я понимаю, дети устают после шести-семи уроков в школе, а ведь потом ещё кто-то идёт на дополнительные занятия… Но как раз при таком ритме жизни человеку необходима физическая активность!

– Оценка стимулирует ученика постоянно совершенствоваться, – рассуждает Дмитрий Кольцов. – Но, разумеется, нельзя всех грести под одну гребёнку. Я не ставлю хорошие отметки прогульщикам только потому, что они могут без тренировки выполнить норматив. И не ставлю плохие – тем, кто, даже будучи физически слабее сверстников, не пропустил ни одного урока и упорно тренировался. К примеру, по нормативам, чтобы получить «5», шестиклассник должен подтянуться восемь раз. Но если в начале года ученик не мог подтянуться ни разу, а в конце дотягивает до четырёх – можно поощрить его отличной отметкой. С другой стороны, если его одноклассник прежде подтягивался десять раз, а ко времени зачёта смог подтянуться только восемь, то оценку я ему снижу. Да, норматив он выполнил, но ленился, потому и растерял физическую форму.

Слагаемые мотивации

Как же проходят уроки физкультуры у Виктора Кондратьева и Дмитрия Кольцова?

– Чтобы школьникам было интересно ходить на физкультуру, мы стараемся адаптировать её к современным реалиям, – делится своими соображениями Дмитрий Кольцов. – К примеру, девочкам нравятся занятия фитнесом под музыку. И мы заимствуем определённые элементы из тренировочных программ фитнес-клубов. Мальчишки хотят испытать себя в силовых упражнениях. И даже при отсутствии специальных тренажёров можно предложить им на уроках сочетать отжимания, подтягивания, подъём гири, попутно объясняя, какие группы мышц они укрепляют в каждом конкретном случае. Главное – не надо требовать выполнять задание только потому, что «учитель так сказал»!

Разумеется, в учебную программу по физкультуре в двух упомянутых нами школах входят и все спортивные дисциплины, утверждённые на федеральном уровне, включая лёгкую атлетику, гимнастику, лыжи, плавание, волейбол, баскетбол, футбол… Но, вместе с тем, будучи хорошими школьными физруками, оба наших героя делают акцент на индивидуальную составляющую занятий, зная, как увлечь физкультурой каждого конкретного ученика.

Фото из архива Дмитрия Кольцова