Задать вопрос
Разработка сайта:
Стартап студия Pushkin

«Отчаянная» тема

24 Ноября 2015

Если попросить местных старожилов припомнить достопримечательности областного центра, то наряду с обязательными музеями и улицами казаковской застройки всплывёт и этот, на первый взгляд, неприметный адрес – Куйбышевское шоссе, дом 9...

Здесь, в окружении двухэтажек, построенных в начале 50-х годов прошлого столетия, стоит гипсовый слон. Как его занесло на Шлаковый поселок, никто точно не знает. Версии есть разные...

– Мама рассказывала, когда посёлок только застраивали, в этих домах дали квартиры руководящим работникам Рязанской чаеразвесочной фабрики, – вспоминает многолетний житель «Шлачки» Сергей Артюхов. – Во дворе хотели поставить гипсовых пионеров. Но тогдашний директор фабрики был большой фантазёр... Лично съездил на Саратовский завод садово-парковых скульптур, и заказал вот этот самый памятник слону.

Почему слону, наверное, объяснять не нужно. Любителям чая по всему СССР был прекрасно известен знаменитый цейлонский чай рязанской фасовки со слоном на этикетке. Простой в бумажных пакетиках и подарочный в жестяной коробке. Вот и решил директор поставить под собственными окнами популярный символ родного производства. По словам Сергея Артюхова, главный рязанский «чаёвник» долго на Шлаковом не задержался. Через несколько лет получил соответствующую статусу квартиру в центре. А вот слон остался...

Вторую волну популярности «индийский гость» пережил в лихие 90-е. Как в своё время рассказывал автору этих строк следователь по особо важным делам областной прокуратуры Дмитрий Плоткин, шлаковский слон стал своеобразным тотемным символом для отдельных представителей «слоновской» преступной группировки. К дому № 9 приезжали фотографироваться, и даже оставляли у постамента ритуальные подношения в виде сигарет и стаканчиков с водкой, чем несказанно радовали местных любителей выпить и покурить. Впрочем, данное обстоятельство имеет к теме нашего сегодняшнего рассказа опосредованное отношение, поскольку разговор у нас пойдёт не о слонах, а о чае...

О чём попьём чайку?

«Отчаянная публика» – автор этого каламбура наш земляк, знаменитый русский журналист, балетоман и создатель сочинского дендрария Сергей Худеков. Сергей Николаевич был поражён обычаем рязанского купечества выпивать по 20 стаканов чая кряду.

Да уж, российское купечество толк в этом напитке знало... Тот же Худеков в своих воспоминаниях пишет, что знаменитая династия рязанских купцов Рюминых считала плохим тоном угощать гостей широко рекламируемым, но низкосортным (по их мнению) чаем Высоцкого, а отдавала предпочтение продукту английской обработки.

И всё же для нас сегодняшних, даже учитывая высокое качество продукта, 20 стаканов – явный перебор. Правда, если вникнуть в традиции российского чаепития, то можно понять эту страсть наших предков.

Ну, во-первых, как в Грузии бытует древняя традиция многочасового застолья, так и в России чай садились пить часов в шесть вечера и, чаще всего, не вставали из-за стола до полуночи.

Во-вторых... Ведётся очень много споров по поводу того, с чем предпочтительнее пить чай. Оказывается, это не менее важно. На Руси издавна соперничали две чайные школы. Приверженцы одной полностью отвергали употребление сахара и советовали варенье и мёд (лучше липовый). Их оппоненты сахар к чаю допускали, но исключительно вприкуску. Примечательно, что оба направления чаёвников категорически отрицали чай «внакладку» (когда сахар в чае размешивают).

Ну и, наконец, главное... Особенно ценилось в этом чайном марафоне, помимо качества продукта, искусство беседы... Даже поговорка такая родилась: «можно чай пить «с чем», а можно «о чём». А под хороший, содержательный разговор и 20 стаканов чая – это не водохлёбство, а сплошное удовольствие.

Для начальника и секретарши

Но вернёмся к временам не столь от нас отдалённым. В СССР хороший чай всегда был продуктом если не дефицитным, то более чем востребованным. В магазинах купить свободно можно было только грузинский чай. А тот самый со слоном выбрасывали на прилавки исключительно перед праздниками, и раскупался он моментально. Подарочные же варианты в жестяных банках «Цейлонский», «Краснодарский», «Индийский», или, как он именовался в соответствии с ГОСТом, «Чай серии «Экстра», доставали только по великому блату. Цены на эту востребованную продукцию были самые демократичные: в середине 70-х стограммовый пакетик индийского чая стоил 90 копеек, а вполне качественного грузинского – 70. Самыми дорогими были краснодарский – за рубль двадцать и цейлонский – за полтора рубля. Подарочный набор из четырёх сортов в красивой жестяной коробке стоил 4 рубля. А были ещё азербайджанский чай, купажный чай «Бодрость», элитный «Российский»...

– Только четыре фабрики в Советском Союзе имели право украшать свою этикетку слоном, – объясняет бывший работник рязанской чаеразвесочной Николай Добычин. – Московская, иркутская, одесская и наша, рязанская. Этот своеобразный знак качества мы получили в начале 70-х. Кстати, и обычный знак качества у фабрики тоже был. В Рязани перерабатывали около 30% всего советского чая. Вы представляете, какие это объёмы производства?

Вся продукция проходила строгую проверку на соответствие ГОСТу. И то, что мы считали «индийским» чаем, на самом деле являлось таковым лишь отчасти...

– На самом деле это был купаж, – улыбается мой собеседник. – Если мне не изменяет память, в состав знаменитого чая со слоном входило 50% грузинского, 25% мадагаскарского, 15% краснодарского и только 10% индийского или цейлонского чая. Справедливости ради скажу, что это были самые лучшие и дорогие сорта.

Чай с рязанской чаеразвесочной считался отличным подарком. И, отправляясь в ответственную командировку в столицу, руководящие работники обязательно старались запастись подарочным набором местного производства. Наш рязанский слоник очаровывал суровых секретарш и открывал двери самых заветных кабинетов...

К слову, простые смертные также без рязанского чая не сидели. На фирменную упаковку рассчитывать было трудно, зато практически после каждого рабочего дня недалеко от фабричной проходной по сходной цене можно было приобрести знаменитый чай расфасованным в обычные целлофановые пакеты...

Что развалило империю?

Наш сегодняшний быт характеризуется постоянным дефицитом времени. Утро: зазвенел тостер, запищал чайник, пожевали быстрорастворимую лапшу и бегом на работу. Тут уж не до обстоятельного чаепития. И уж точно не имеет отношения к чайной культуре повсеместное употребление разного рода чая в пакетиках... В пакетик идёт чайная крошка, то есть заведомо чай худшего качества. Кроме того, клееная бумага добавляет свой скромный, но вполне ощутимый вклад в его вкус. Приведу ещё такое соображение: англичане создали империю, в которой все пили превосходный крепкий и правильно заваренный чай... А разрушили её, когда начали употреблять чай в пакетиках! А теперь вспомните, с чего начался развал СССР? С того, что в конце 80-х с прилавков напрочь исчез качественный чай! Зато в широкую продажу выбросили низкокачественную турецкую заварку. Вспомнили? То-то же… 

ЦИТАТА Вильям Похлёбкин, российский историк и кулинар.
– В результате параллельного применения в течение 300-350 лет водка и чай стали любимыми напитками в России. Характерно, что этот факт первыми отметили не сами русские, а иностранцы. Более того, те же иностранцы заметили, что между водкой и чаем существует некое скрытое соперничество и ведётся как бы скрытая борьба за влияние в народе...

Однако, как сказано в Вечной Книге, «всё возвращается на круги своя». А если так, то когда-нибудь мы обязательно соберёмся с домочадцами в саду под липами, и на столе, покрытом белоснежной накрахмаленной скатертью, будет стоять не электрическое чудо-юдо, а бокастый красавец-самовар, и вишнёвое варенье рубиновыми каплями заблестит в последних лучах заката.

И вот тогда нальём из фарфорового чайничка ароматный, наш рязанский, «со слоником, в коробочке»… И стаканов по двадцать, как деды и прадеды. Под хорошую беседу. С вечера до полуночи.

И всё у нас наладится…