Задать вопрос
Разработка сайта:
Стартап студия Pushkin

Что мы читали четверть века назад?

30 Ноября 2018 19:06

Феномен тотальной любви к чтению в нашей стране до сих пор является предметом споров социологов и психоаналитиков. Последние утверждают, что желание соответствовать популярным героям есть не что иное, как один из видов сублимации, то есть замещения недостатка, в данном случае – любви и внимания... В рубрике «Из архива «ВР» мы сегодня пройдёмся по книжным развалам 90-х.

Последний книжный бум пришёлся в России как раз на середину 90-х. Именно в это время в нашей газете выходила рубрика «Книжная лавка» с остроумными, а, иногда, саркастическими комментариями ведущего Виталия Лебедянского.

«...Ну-с, приступим к разбору «свеженькой» литературы, поступившей на рязанский книжный рынок. Напомню, что мы освещаем только новинки книжных прилавков, а не те хотя бы и замечательные книжки, которые появились в продаже несколько месяцев назад...». Именно в такой панибратской манере обращался наш коллега к рязанским библиофилам в декабре 1994 года. Что, впрочем, не мешало достаточно серьёзному анализу книжного рынка.

О литературе художественной мы ещё поговорим. А вот как автор «вечёркинской» рубрики представлял новинки публицистического жанра.

Свой взгляд на историю

«...Две книги издательства «Текст» появились на прошлой неделе в Рязани. Блестяще написанные и прекрасно изданные. Первая – «Исход» Леона Юриса повествует о возвращении евреев на историческую родину. О второй расскажу подробнее. Написана она Уолтером Лакером и называется «Чёрная сотня, происхождение русского фашизма». Он – один из крупнейших специалистов по России и тоталитарным движениям ХХ века. Автор этих строк читал «Чёрную сотню» две ночи напролёт и ещё раз убедился, что подчас иностранцы понимают в нашей жизни больше, чем мы сами...».

Книги, отмеченные Виталием Лебедянским, я бы с удовольствием прочитал и сегодня. В середине 90-х они, к сожалению, прошли мимо меня. Замечу, что как раз на эти годы пришёлся пик популярности книг по российской истории, написанных западными специалистами. В связи с эти не могу не вспомнить знаменитый подземный переход под Пушкинской площадью в Москве, да и другие места столицы, где в эти годы были самые масштабные книжные развалы... По их ассортименту можно было определить, что пользуется особым спросом у читателей. Так вот, в середине 90-х они были заполнены французскими и американскими версиями биографий Ивана Грозного, Петра Первого и Иосифа Сталина. Различные толкования исторических событий (начиная от Куликовской битвы и заканчивая образованием и самороспуском ГКЧП) соперничали с астрологическими сборниками и учебниками по магии и эзотерике.

Кстати, в это же время аналогичные развалы появились и в Рязани. Лотки с книгами были не только на Центральном рынке, но и на Первомайском проспекте, и на улице Почтовой. Ассортимент мало отличался от столичного, что лишь подтверждает наблюдения Виталия Лебедянского.

Для девственниц и не только

Но вернёмся к художественной литературе. Вот результаты рязанского книжного хит-парада, опубликованного в «ВР» в начале декабря 1994 года, то есть 24 года назад.

На первом месте – чтиво от некой Барбары Картленд под красноречивым названием «Крылья любви». На этом произведении, думаю, стоит остановиться особо. Сегодня мало кто помнит фамилию этой английской писательницы. Хотя, специалисты характеризуют её, как наиболее плодовитого литератора ХХ века. Картленд принадлежит рекорд, занесённый в книгу Гиннеса: за один только 1983 год она выпустила 26 романов! И именно она стала первооткрывательницей жанра «женского романа» в нашей стране. Первые переводы появились ещё в 80-е годы. Но вершины своей популярности в России Картленд достигла как раз к середине 90-х.

Не могу не удержаться, чтобы не процитировать саму писательницу: «Все мои героини, за исключением одной-единственной, – девственницы. Все – молоды и прекрасны. Для всех любовь – это в первую очередь не секс, а проявление самых чистых и трепетных душевных порывов. Они никогда не станут спать с мужчиной, если тот прежде не наденет им обручальное кольцо. Уж во всяком случае, не раньше 118-й страницы...». Почему-то мне кажется, что многие сегодняшние рьяные защитники «духовных скреп» были в молодости горячими поклонниками творчества плодовитой англичанки...

На второй позиции рейтинга – произведение отечественного автора Леонида Габышева «ОДЛЯН или воздух свободы». Наш коллега характеризует эту книгу, как «путешествие молодого человека по зонам и психушкам». В принципе так оно и есть, хотя, на мой взгляд, по своим художественным качествам романы Леонида Габышева не просто «чернуха», а всё-таки попытка осмысления жизни поколения, прошедшего через ГУЛАГ. Если этот роман попадёт к вам в руки сегодня, рекомендую прочесть.

Сериалы для нетерпеливых

Ну и третье место – у литературного изложения знаменитой советской киноэпопеи Анатолия Иванова «Вечный Зов». Как писал Виталий Лебедянский: «...История жизни братьев Савельевых в рекомендациях не нуждается». Однако мы всё же остановимся на этой позиции, и вспомним, что именно в это время в Рязани (да и по всей стране) большим спросом пользовались различные книжные пересказы известных фильмов и сериалов. Пусть и в случае с «Вечным зовом» первой была всё-таки литературная основа, после этой «долгоиграющей» теленовеллы сериал частенько выходил в свет куда раньше, чем одноимённая книга.

Так, в ещё одном книжном хит-параде «Вечёрки» за декабрь 1994-го первые места заняли: «Просто Мария - 3», «Просто Мария - 4» и «Дикая роза». Та же рубрика «Книжная лавка» упоминала, что на прилавках книжных магазинов появилась серия «Индийская коллекция», представленная «первой ласточкой»: «Бродяга. Зита и Гита».

Данному феномену Виталий Лебедянский давал собственное объяснение: «...Видать, у многих просто не хватает терпения сериалы смотреть. Так и спешат узнать, когда эту Лионеллу прикончат на фиг!».

Честно признаюсь, для меня спрос на такого рода чтиво всегда был загадкой. Так что просто соглашусь с коллегой.

МЕЖДУ ТЕМ: Вслед за иностранными авторами строчить женские романы научились и соотечественники. Но с заграничными именами на обложках такие книги продавались лучше... 

Как срывали покровы

Естественно, в рязанских книжных хит-парадах были представлены и детективы – от классики жанра в исполнении Д.Х. Чейза и Агаты Кристи до Фридриха Незнанского с его бесконечными приключениями следователя Турецкого, и тогда ещё только набирающей популярность Александрой Марининой, повествующей о криминалистических талантах Насти Каменской. И это были далеко не худшие образцы жанра. Не меньшей популярностью в те годы пользовалась и откровенная макулатура авторства Виктора Доценко. Его книга «Тридцатого уничтожить» какое-то время тоже была на верхушке рейтинга популярности.

Ну и, конечно же, по наблюдениям «Книжной лавки», рязанцы в то время активно увлекались всякого рода мистикой...

Это увлечение, в общем-то, пусть и в меньшей степени, присутствует среди соотечественников и сегодня (иначе бы такие телеканалы, как РЕН-ТВ и ТВ-3 остались без целевой аудитории). Но тогда перед читателями как будто бы срывали покровы, являя всё тайное, что оставалось под запретом долгие годы... И многие из нас по привычке верили печатному слову. Даже когда за правду выдавалась откровенная чушь.

Согласно известному изречению, чтобы определить характер человека, достаточно посмотреть на его книжную полку. Я бы сказал иначе. Книги, которые мы читаем, во многом определяют время, в котором мы живём. И, думаю, наше сегодняшнее путешествие в середину 90-х годов прошлого века, было довольно показательным…

КСТАТИ: Впервые с феноменом повышенного спроса на разного рода «облегчённую беллетристику» столкнулись в США в годы Великой депрессии. Именно тогда был разработан новый формат маленького дешёвого издания в мягком переплёте, легко умещающегося в кармане или дамской сумочке – Pocket book.