Задать вопрос
Разработка сайта:
Стартап студия Pushkin

Эпоха в неглиже

8 Декабря 2015

Предмет нашего сегодняшнего рассказа вполне мог бы стать темой для очередного фильма американского режиссёра Вуди Аллена, который, как известно, нередко проявлял интерес к пикантным и трагикомичным темам...

История нижнего белья в советском государстве, это, без всякого преувеличения, история страны. По трусам, майкам, бюстгальтерам и комбинациям можно проследить этапы расцвета и падения империи, начиная от времён военного коммунизма, и заканчивая горбачёвской перестройкой.

Но не будем ставить перед собой столь грандиозных задач. В конце концов, газетная статья – не докторская диссертация… Нас, как всегда интересует не факт, как таковой, а атмосфера времени.

«Москвашвея» за стеклом

– Тот, кто думает, что выбор отечественного нижнего белья всегда ограничивался семейными трусами, майками-алкоголичками и чудовищными женскими рейтузами с начёсом, глубоко ошибается, – уверен рязанский театральный художник и специалист по истории одежды Дмитрий Егоров. – Золотой век советского неглиже пришелся на времена НЭПа. Начиная с середины двадцатых годов, моделированием нижнего белья занимались такие всемирно известные художники, как Александр Родченко, скульптор Вера Мухина, Александра Экстер, Варвара Степанова. И результаты такого сотрудничества советского художественного авангарда и нужд лёгкой промышленности были блестящие. Парижские модницы заказывали чулки и трусики в «Мосбелье», «Москвашвее» и «Ленинградодежде». Современники рассказывали, что около витрин ателье «Москвашвея» с утра и до позднего вечера толпились зеваки, наблюдая настоящий спектакль, происходящий за стеклом. Утром просыпались живые манекены и, на глазах у изумлённой публики, переодевались из ночного белья в повседневное, потом облачались в разные нарядные платья, а к вечеру снова раздевались...

Кальсоны вождей

По словам Дмитрия Егорова, этот период был сколь прекрасен, столь и краткосрочен. Наступающей эпохе индустриализации был необходим человек-винтик, человек-молот. И кружевные панталончики гражданину нового общества были совершенно ни к чему. Дамы сняли невероятно изящные, туго зашнурованные корсеты, в которых можно эффектно падать в обморок от романтических чувств, и разом надели грубые сатиновые трусы и футболки, в которых нужно было ударно работать на благо СССР. В государственную моду вошёл «унисекс». Именно в то время появилось безобразное изобретение советской эпохи – женский «панцирь»: сшитые вместе бюстгальтер, пояс и трусы. Это произведение отечественной лёгкой промышленности «радовало» женщин в течение нескольких десятилетий, и только в 1965 году было снято с производства.

К слову сказать, главный законодатель моды Страны Советов с глубоким презрением относился к нижнему белью. Если верить воспоминаниям, Иосиф Сталин носил солдатские кальсоны, а после его смерти не нашлось ни единой пары целого белья. Правда, это не мешало его ближайшему окружению иметь собственные пристрастия в этой сфере. Например, Лазарь Каганович предпочитал старорежимные подштанники из тончайшей шёлковой чесучи с костяными перламутровыми пуговицами. Лаврентий Берия носил белоснежное неглиже из первоклассного батиста, а под френчем Льва Мехлиса скрывались вискозные трикотажные кальсоны цвета свежей лососины импортного производства.

– Неглиже для советской номенклатуры шилось в специализированном ателье НКВД, – продолжает рассказ Дмитрий Егоров. – Интересно, что там же разрабатывались модели для обитателей ГУЛАГа. Бельё для заключенных шили специально с припуском 0,5 мм для того, чтобы в нём заводились вши. Врагам народа следовало страдать по полной программе...

Спасибо Фурцевой

Отдельная тема – советские бюстгальтеры. Ещё в сороковые годы был утвержден ГОСТ, в соответствии с которым у женщины в СССР могло быть только три размера груди: 1,2,3.

– Если ты по своим параметрам не вписывалась в эти три размера – это было настоящей катастрофой..., – вспоминает мучения своей молодости рязанская пенсионерка Нина Панина. – Тем, у кого не было возможности купить импортный лифчик, приходилось расшивать или, наоборот, ушивать отечественную модель. А она была всего одна, и выпускалась вообще без выточек. Можно было ещё заказать бюстгальтер в ателье. Но у нас, в Рязани, такие заказы принимали только в «Берёзке» на Дзержинке. Брали заказы с большой неохотой, хотя стоил пошив лифчика примерно столько же, сколько изготовление выходного платья... В середине шестидесятых у нас наконец-то стали выпускать лифчики больших размеров. Но зато первый, второй и третий – стали тотальным дефицитом. В то же время прилавки магазинов были заполнены бюстгальтерами, которые вполне можно было использовать для переноски арбузов.

Говорят, что к страданиям сотен тысяч советских женщин с большим сочувствием отнёсся секс-символ 60-70-х, французский актёр и певец Ив Монтан. По его словам, в столице СССР его более всего поразила красота москвичек, а также их нижнее бельё. Утончённый француз был просто сражён наповал зелёными трико, розовыми байковыми панталонами с начёсом и лифчиками из серой бортовки. Потрясённый Монтан купил несколько комплектов советского белья и продемонстрировал их на выставке в Париже. Этот поступок актёра вызвал настоящий скандал в высших советских сферах, звезду экрана мгновенно записали в список врагов советского государства. Правда, акция Монтана имела и положительный эффект. Знатоки кремлёвской кухни утверждают, что именно после неё министр культуры СССР Екатерина Фурцева выступила на пленуме ЦК КПСС с заявлением: «Каждая советская женщина имеет право на красивый бюстгальтер!». И уже скоро в Черемушках открыли фабрику, где впервые за долгое время начали шить качественное советское женское бельё. Конечно, пока ещё не как в Париже. Но, во всяком случае, не вызывающее ассоциаций с картинами Брейгеля и Босха.

Ситцевая мода

С мужским бельём дело обстояло ничуть не лучше. Помните Василия из кинофильма «Любовь и голуби»? Синие или черные трусы почти до колена и растянутая застиранная майка. Именно так было вынуждено одеваться абсолютное большинство советских мужчин.

– Дома была швейная машинка, – вспоминает Нина Панина. – К нам приходил сын маминой приятельницы – студент пединститута, для того чтобы нашить себе трусов. Приносил метров десять ситца в цветочек. Мама кроила, а он строчил... Говорил, что благодаря этим трусам его считали самым большим модником на факультете...

Бессмертные колготки

Колготки… Впервые это чудо советские женщины увидели в конце пятидесятых на фестивале молодёжи и студентов в Москве. Ещё лет десять приобрести колготки в СССР можно было только по огромному блату. Но голь на выдумки хитра: наши женщины научились пришивать капроновые чулки к трусикам! Думаю, парижским модницам такое и в кошмарном сне не могло присниться. Колготки продавали фарцовщики. Студенческой стипендии в 30-40 рублей как раз хватало на две пары. И вот сенсация: в 1980 году отечественная промышленность приступила к серийному выпуску этой сверхвостребованной детали туалета!

– Они практически не тянулись, – вспоминает рязанский врач Людмила Николаева. – Но мы любили их и такими. Порвать капроновые колготки было большим горем. Практически у каждой советской женщины был специальный пластмассовый крючок для поднятия петель на капроне, если пошла зацепка. И даже совершенно рваные колготки не выбрасывали, а использовали в качестве мочалок, мешков для лука...

Сегодня проблем с выбором нижнего белья нет. Что не может не радовать. Мы успели основательно подзабыть об унылой советской униформе, в которую много лет пытались одеть не только наши тела, но и души… Дай-то Бог, чтобы она навсегда ушла из нашей жизни.

КСТАТИ Впервые ведущих советских модельеров привлекли к производству нижнего белья в начале семидесятых годов прошлого века. По личному указанию Леонида Брежнева нашу команду на Мюнхенской олимпиаде надлежало одеть во всё отечественное, начиная от обуви и заканчивая трусами и майками...