Задать вопрос
Разработка сайта:
Стартап студия Pushkin

Легенда о синем троллейбусе

15 Декабря 2015

Рязань. Середина 60-х. Зима. Приокский посёлок. Шесть утра. Мы с мамой вот уже полчаса стоим на остановке «Улица Пирогова». Пытаемся уехать в центр. Маме нужно на работу, а мне – в детский сад.

В те далёкие времена Приокский с центром связывали только два маршрута: троллейбус № 8 и автобус № 3. Первый, как и сейчас, шёл до площади Попова, а второй – до Центрального рынка. Утром и вечером в часы пик добраться в город было практически невозможно. Переполненные машины если и останавливались на нашей остановке, то брали их штурмом. У нас с мамой почти не было шансов…

– Троллейбусы стали регулярно курсировать по Рязани с начала 50-х, – вспоминает рязанский пенсионер Николай Вощиков. – Первый маршрут пролегал от вокзала «Рязань-2» до Театральной площади, тогда она называлась Ямской заставой. Я помню, как с пацанами из нашего двора на Дзержинке по выходным отправлялся в настоящее путешествие... На Первомайке мы садились на троллейбус и, наслаждаясь поездкой, ехали через весь город. Билет стоил 40 копеек, дореформенными деньгами, конечно (имеется в виду денежная реформа 1961 года – Авт.). Столько же, сколько и два стакана газировки. Правда, на обратную дорогу денег обычно не было, так что шли пешком. А особым шиком у нас считалось проехаться на «колбасе». Тут была своя тактика: ждали, пока машина тронется от остановки, бегом её догоняли и впрыгивали на лестницу, прикреплённую сзади. Иногда водитель сразу замечал непрошеных пассажиров. Тогда приходилось удирать что есть духу... Но случалось, что таким образом проезжали целую остановку.

В чём виноват Окуджава?

Ещё несколько лет после открытия первых троллейбусных маршрутов этот вид транспорта считался в Рязани экзотикой и предметом гордости. И в этом нет ничего удивительного. Специальный приказ Министерства транспорта СССР разрешал открытие троллейбусного движения только в областных центрах, в которых население превысило 300 тысяч человек. Так что синие и жёлтые машины на улицах города говорили о нашем новом, более высоком статусе. И хотя на многих рязанских улицах ещё были деревянные тротуары, синий троллейбус наглядно демонстрировал справедливость лозунга: «Жить стало лучше, жить стало веселей!».

– Конечно, в нашей тогдашней жизни кроме троллейбуса были автобусы, и даже такси, – вспоминает рязанский педагог Людмила Краснова. – Но запомнился почему-то именно троллейбус. Наверное, тут «виноват» Булат Окуджава... Его песенка про синий троллейбус в годы моей студенческой юности была очень популярна. Нам казалось, есть в этом виде городского транспорта что-то очень романтичное. Если мне не изменяет память, троллейбус ходил до часа ночи. Так что первые свидания обычно заканчивались поездкой с молодым человеком на последнем троллейбусе. И ночные пассажиры тогда казались какими-то особенными… И опять вспоминался Окуджава: «Когда мне невмочь пересилить беду, Когда подступает отчаянье, Я в синий троллейбус сажусь на ходу, В последний, случайный…»

Мордюковой вопреки

Тем не менее, как верно заметила Людмила Николаевна, в Рязани тех лет были ещё автобусы, и даже такси. Кстати, поездка на такси в 70-х стоила всего 10 копеек за километр. За рубль можно было проехать от родного Приокского посёлка до Театральной площади. И хотя народ любил цитировать героиню Нонны Мордюковой из фильма «Бриллиантовая рука» и повторял, мол, наши люди в булочную на такси не ездят, на самом деле этот вид транспорта был доступен едва ли не любому советскому гражданину.

Поймать свободное такси считалось большой удачей. На стоянках выстраивались здоровенные очереди, а таксисты часто капризничали и выбирали маршруты и пассажиров по собственному усмотрению.

– Когда в середине 70-х в рязанские автопарки поступили автомобили ГАЗ-24, или, как в народе их называли, новые «Волги», цены на такси повысили аж на 2 копейки, – улыбается рязанский врач-травматолог Сергей Гуськов. – И что вы думаете? Народ решил, что для него это дороговато. И зелёными огоньками вдруг заполнился весь город... Если раньше таксисты проезжали мимо тебя с гордо поднятой головой, а на стоянке пренебрежительно роняли: «Я в парк!», теперь эти короли рязанского извоза сами ловили пассажиров и готовы были ехать хоть в Дягилево, хоть в Канищево. Правда, такая «лафа» продолжалась недолго. Через пару месяцев люди привыкли к новым ценам, и такси снова стало транспортным дефицитом.

Переход на новую модель «Волги» в середине 70-х сопровождался повышением цен по всему Советскому Союзу. Именно в это время в столице таксисты гонялись за пассажирами. По всей стране разлетелась знаменитая шутка Зиновия Гердта. Поздно вечером Зиновий Ефимович с товарищем выходили из ресторана «ВТО» (ныне ресторан Дома актёра) на улице Горького. Через минуту около них затормозило такси. Шофёр выскочил из машины и распахнул заднюю дверцу перед долгожданными пассажирами: «Довезу в любой район!»… «Извини, дорогой, но мы в парк», – без паузы ответил известный артист.

Плач по трамваю

Рассказывая о рязанском общественном транспорте советской эпохи, нельзя не вспомнить и о трамвае. Первые линии в областном центре проложили в 1963 году. Они соединили Горрощу и нефтезавод. И первоначально этот единственный маршрут предназначался для доставки к месту службы исключительно заводчан.

Пик популярности рязанского трамвая пришёлся на начало 80-х. Дачные участки, городские кладбища, разросшаяся промзона – пассажиропоток увеличивался год от года.

Но… Не буду пересказывать историю скоропостижной кончины этого вполне перспективного вида транспорта. Она хорошо известна во всех подробностях. Отмечу только, что рязанский трамвай – одна из наиболее часто оплакиваемых упущенных возможностей решения транспортной проблемы сегодняшней Рязани. Проложив новые маршруты, можно было бы снизить транспортную нагрузку не только в Горроще, но и в таких проблемных районах города, как улица Дзержинского, Первомайский проспект... К сожалению, будущее для рязанского трамвая так и не наступило.

До встречи на маршруте!

Маршрутки… Принято считать, что это одна из примет нового времени. Но это не совсем так. Первые маршрутные такси в Рязани появились в середине 80-х. Говоря точнее, появилось всего три маршрута: Торговый городок – улица Крупской, улица Новосёлов – Дворец нефтяников и вокзал «Рязань-1» – посёлок Шлаковый. Проезд в советских маршрутных такси стоил 15 копеек. Однако существование на государственном содержании рязанским маршруткам особой популярности у горожан не принесло. На линию выходили всего пять машин, да и те были пожилыми пазиками… Ни комфорта, ни скорости. Почему при этом взимали столь высокую плату за проезд, понять было сложно. Ситуация в корне изменилась только в 1989 году, когда в областном центре заработал первый транспортный кооператив. Вот с этого момента и началась золотая эра рязанских маршруток. Но это предмет для отдельного разговора…

Время летит неумолимо. Разве наши папы и мамы могли представить, что в патриархальной Рязани будут транспортные пробки, а стоимость проезда в общественном транспорте станет предметом ежегодных дебатов в городском парламенте? Синие троллейбусы 60-х давно ушли на свою конечную остановку вместе с советской романтикой. Но знаменитая песенка Окуджавы по-прежнему бередит душу...

Последний троллейбус, по улице мчи,
Верши по бульварам круженье,
Чтоб всех подобрать, потерпевших в ночи крушенье, крушенье.
Идущим по улице дверь отвори,
Я знаю, как в зябкую полночь
Твои пассажиры, матросы твои,
Приходят на помощь.

Кто знает, возможно, мы ещё прокатимся по ночному городу под её простую мелодию…

СПРАВКА «ВР»: Первые автобусы начали курсировать по улицам Рязани в 1925 году. На маршруты выходили всего 3 машины. До 1930 года проезд в автобусе был бесплатным. В 1932 году количество машин было увеличено до 11, а проезд стал стоить 5 копеек. Самым востребованным считался маршрут № 2, пролегающий от аптеки № 2 (современный концертный зал им. С. Есенина), далее по ул. Ленина, Красной Армии и Троицкой до Клуба железнодорожников (современная площадь Победы).