Задать вопрос
Разработка сайта:
Стартап студия Pushkin

О скрепах, скрепя сердце…

11 Февраля 2019 09:11

Давно хотелось поговорить о патриотизме. Истинном и мнимом. Причём именно в формате нашей традиционной рубрики «Ностальгия». Почему? Ответ прост. Потому что нас сегодня пытаются убедить: в СССР были патриотические и нравственные ценности, к которым нам сегодня непременно следует вернуться. В какой мере это утверждение соответствует истине – размышляет Михаил Колкер.


Сын одной моей давней знакомой – старшеклассник. Парню давно хотелось заплести себе дреды. Думаю, людям молодым объяснять, что это, нет необходимости. Так что рассказываю исключительно для старшего поколения: дреды – это причёска, состоящая из спутанных, довольно толстых косичек. Изначально дреды заплетали представители некоторых африканских племён, а также индийские факиры, суфии и дервиши. Во второй половине ХХ века эта причёска стала модной среди молодёжи благодаря популярным исполнителям музыки в стиле регги. Сегодня же ни о каких музыкальных и прочих пристрастиях эти косички не говорят. Носят, потому что нравится…

Линейка для патриотов

Так вот, сын моей знакомой исполнил давнюю мечту – заплёл себе дреды. Казалось бы, в наше время трудно кого-либо удивить приметами молодёжной субкультуры. Тинейджеры сплошь и рядом украшают себя татуировками, пирсингом, и при этом нисколько не стесняются мнения окружающих. Что там какие-то косички на голове – так, детский лепет на лужайке… Во всяком случае так было ещё недавно. Но, оказалось, что времена у нас несколько изменились.

Знакомую вызвали в школу и строго отчитали. Мол, почему ваш сын ходит на занятия, «как развесистая пальма»? И знаете ли вы (сурово спросили мать), что на него специально бегают смотреть на переменках, а потом заявляют, что тоже хотят такую причёску? У нас-де общим голосованием утверждена школьная форма, и причёска не должна шокировать окружающих! Вы вообще в курсе, кому он подражает? И это в тот момент, когда мы говорим о необходимости прививать нравственные скрепы, на которых воспитывались их отцы и деды! Может, вам стоит подумать о том, чтобы поменять школу?

Вот такой получился разговор у моей знакомой с работниками рязанского образования. А мне сразу вспомнились наши школьные времена, когда у входа в родную 45-ю школу завуч и директор с линейкой в руках замеряли длину наших причёсок. Если волосы заходили за воротник более чем на пять сантиметров, школяра не допускали до занятий и отправляли в парикмахерскую. Несколько старшеклассников, и автор этих строк в их числе, в знак протеста обрились наголо. И это вызвало возмущение педагогов едва ли не в большей степени, чем наши довольно скромные попытки «косить» под битлов...

Интересно, что тогда – в середине 70-х, как и сегодня, в XXI веке, длину и форму школьных причёсок напрямую связывали с нашим нравственным обликом и уровнем патриотической сознательности. В общем: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст!»

Когда нравственность отдыхает

– В 70-е у нас в ТЮЗе часто проводили различные комсомольские мероприятия, – вспоминает бывший заведующий постановочной частью Рязанского театра юного зрителя, а ныне пенсионер Сергей Акуленко. – Партийное руководство обычно встречалось в Театре драмы, а комсомольцы – у нас. Очень занимательная была картинка, я вам доложу… Сначала с трибуны ухоженные молодые люди в строгих костюмах и галстуках выступали с пламенными докладами о патриотическом воспитании, а потом начиналась, так сказать, часть неофициальная – банкет и прочие увеселения… Так вот, часа через два я отправлялся отлавливать наиболее нетерпеливые парочки, которые располагались на отдых практически по всему театру. Кого-то вытаскивал с галёрки, кого-то из лож… Даже в осветительную будку иногда забирались. Соответственно, всяческих слов, на этот раз очень далёких от патриотической риторики, выслушивал достаточно…

Для меня, также в эти годы часто работавшего на разного рода партийных и комсомольских мероприятиях, рассказ Сергея Акуленко новостью не являлся. И никого клеймить за аморальное поведение я не собираюсь. Просто, когда те же бывшие комсомольцы сегодня ностальгируют по советской нравственности и патриотизму, лично у меня возникают большие сомнения в искренности их слов.

Ай да Пушкин, ай да Вяземский!

- Прошу прощения за банальность вопроса, но что такое патриотизм? – размышляет учитель литературы одной из рязанских школ Евгений Карасёв. – Любовь к Родине. Думаю, что это чувство свойственно любому нормальному человеку. Но любить громогласно, публично, это, простите, ненормально. У нас в России подобный патриотизм называли квасным или посконным. Не буду приводить довольно известные цитаты из Салтыкова-Щедрина, а вот Пушкина вспомнить хочется: «Некоторые люди... почитают себя патриотами, потому что любят ботвинью и что дети их бегают в красной рубашке». А вот что писал большой друг Александра Сергеевича князь Вяземский: «Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что своё. Тюрго называл это лакейским патриотизмом. У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом. Я полагаю, что любовь к отечеству должна быть слепа в пожертвованиях ему, но не в тщеславном самодовольстве».

К моему стыду, приведённая Евгением Карасёвым цитата не была мне известна. Ну ведь как точно… Пропаганда во все времена пользовалась наиболее распространёнными штампами и клише. Таковы законы жанра. Но ностальгировать сегодня по худшим образцам советского агитпропа, с тоской вспоминать о временах, когда всех старались выстроить в одну шеренгу, а шаг влево или шаг вправо считался покушением на святые идеалы, по меньшей мере безнравственно. Да, именно безнравственно, хотя, как это ни парадоксально, призывами вернуться к советским патриотическим скрепам сегодня грешат именно некоторые борцы за нравственность…

Личности, заслуживающие уважения

Понимаю, что возникает вполне резонный вопрос к автору. Ну, хорошо, советский патриотизм, советскую нравственность ты считаешь фальшивыми. А что предлагаешь взамен? Ну, во-первых, я не пытался дать оценку всем советским патриотам. Среди них было немало искренних и порядочных людей, по-настоящему веривших в свои идеалы.

Просто мне не нравится, когда за меня кто-то определяет, что нужно любить и что (или кого) ненавидеть. Что же касается моего собственного мнения по поводу патриотизма и любви к отечеству, попробую сформулировать…

Для меня истинными скрепами, не дающими развалиться нашему обществу, являются личности. Академик Сахаров, например, который создал водородную бомбу, был обласкан партией и правительством, и нашёл в себе силы коренным образом пересмотреть свою жизнь. Академик Лихачёв, один из первых советских политических зека, талантливейший учёный, автор фундаментальных трудов по истории русской культуры, негромко и непреклонно отстаивавший тему человеческого достоинства на фоне тоталитарной эпохи. Оставивший такие воспоминания о блокаде Ленинграда, что, будь он сегодня жив, наверное, любители всего советского облили бы его грязью и заявили бы на академика в прокуратуру… Лауреат Нобелевской премии поэт Иосиф Бродский, имевший мужество не замечать власть Советов (говорили, он даже не знал, кто у нас был генеральным секретарём партии) и, тем не менее, написавший на века: «Ни страны, ни погоста не хочу выбирать. На Васильевский остров я приду умирать…». Эти люди для меня – скрепы. О них я вспоминаю с тоской и ностальгией.

P.S. Когда я писал эту статью, узнал о смерти Сергея Юрского. Вот ещё один человек, который для меня был олицетворением порядочности и уважения к своему отечеству. Превыше всего ценивший русский язык и русскую культуру. Ненавидимый партийным руководством и вынужденный уехать из Питера. Отрицавший любую политическую конъюнктуру и с гордостью (и по праву) называвший себе артистом русской психологической школы…

Использовано фото fotosoyuz74.ru