Задать вопрос
Разработка сайта:
Стартап студия Pushkin

Феномен Шадского

18 Февраля 2019 15:44

У Валерия Шадского в этом году два юбилея. 22 февраля ему исполнится 70 лет. А без малого 40 лет назад – в марте 1979-го – Валерий Николаевич прибыл в Рязань из Архангельска, чтобы связать свою жизнь с Рязанским театром кукол. Мы не станем сегодня в очередной раз освещать «этапы большого пути»... Но всё же остановимся подробнее на второй дате. А заодно попробуем разгадать, в чём заключается феномен Шадского?

Один из создателей МХТ Владимир Иванович Немирович-Данченко отпускал любому театральному делу не более пяти лет успешной творческой жизни. После этого, как считал выдающийся театральный деятель, живой сценический организм обрастает штампами и начинается период стагнации. Нужно коренным образом обновляться...

Немировичу вопреки

Ну хорошо, допустим, что Немирович несколько преувеличивал. Пусть не пять, а, к примеру, десять лет успеха и зрительской любви... Однако в случае с Валерием Николаевичем данный срок перекрыт вчетверо. 40 лет руководства одним из самых интересных творческих коллективов в театральном пространстве – это, доложу я вам, явное исключение из правил. Феномен, одним словом!

Это всё о творчестве… Между тем, театр, любой – драматический, оперный – особый организм. Здесь (возьмём идеальный вариант) трудятся люди талантливые, а значит, наделённые очень непростыми характерами. Управляться с этим «террариумом единомышленников» в течение 40 лет и при этом оставаться неформальным (настаиваю именно на этом определении) лидером для большинства своих коллег… Такие примеры по всей России можно по пальцам пересчитать. Шадский – из их числа.

Когда отрастает борода…

– Валерий Николаевич, рассказывали, что на своей первой встрече с труппой БДТ Георгий Товстоногов предупредил артистов: «Я несъедобен!» Вы тоже относитесь к этой категории «невкусных» режиссёров?

– Главный режиссёр или художественный руководитель – это особые профессии. Тут мало просто ставить хорошие спектакли. Необходимо выстраивать общую стратегию развития театра. Подбирать соответствующий репертуар. Заботиться о творческом росте труппы. Формировать её. Заботиться о том, чтобы постоянно приходили молодые артисты. Чтобы была здоровая конкуренция. Приглашать на постановки интересных режиссёров…

– Красиво излагаете…

– Это тоже профессиональное. Понимаю, что хотелось бы от меня услышать... Да, важно сохранять баланс интересов между всеми сотрудниками коллектива. И не только между артистами. К сожалению, в нашей работе без конфликтов не обходится. Так вот, сделать так, чтобы даже эти столкновения шли на пользу общему делу, – тоже очень важная часть моей профессии. Когда человек нарушает главные принципы творческой жизни коллектива, прощать нельзя… Даже самым талантливым.

– Тагер научил?

– Легендарный директор Рязанского театра кукол Аскар Майорович Тагер научил меня очень многому. Но на самом деле всё, о чём я говорю, приходит с опытом. И со многими и многими шишками и ссадинами, которые получаешь на этом пути...

...Резюмируя эту часть нашей беседы, могу сказать следующее. Валерий Николаевич счастливым образом сочетает в себе качества двух персонажей из известной сказки «Буратино». Он одновременно и добрый Папа Карло, и грозный директор кукольной труппы Карабас-Барабас. Так же, как Папа Карло, он понимает и прощает слабости своих воспитанников.

Но иногда случается момент, когда в руках его возникает знаменитая плётка, а на лице сама собой вырастает длиннющая чёрная борода... В такие моменты под руку разгневанному художественному руководителю лучше не попадаться. Хотя, на мой взгляд, от доброго Папы Карло в Шадском всё же гораздо больше...

Мир есть любовь!

Есть ещё один немаловажный аспект, определяющий творческое долголетие нашего героя. И тут без некоторых биографических данных не обойтись. Дето в том, что Валерий Николаевич генетически «заряжен» на процесс творческого созидания. Он ученик легендарного питерского кукольника, художественного руководителя Ленинградского Большого театра кукол Михаила Королёва.

Для тех, кто знаком со спецификой и историей этого удивительного искусства, это говорит о многом. Михаил Михайлович Королёв был не только прекрасным педагогом. Он долгие годы был чуть ли не единственным творческим оппонентом Сергея Образцова.

Так сложилась жизнь, что именно театр Образцова стал официальным образцом для подражания для всех кукольников Советского Союза. Через него и его спектакли утверждалась универсальность системы Станиславского для всех видов сценических искусств. А Михаил Королёв имел мужество говорить о том, что у театра кукол есть своя специфика и она во многом отличается от законов театра драматического. Из его мастерской выходили режиссёры и артисты, готовые к поиску новых форм. Понимающие всё многообразие возможностей, которые рождаются из взаимоотношений живого актёра и маски, актёра и куклы, актёра и «ожившего» предмета...

– Королёв для нас, его учеников, – это прежде всего раскрепощение творческой фантазии, – вспоминает своего учителя Валерий Шадский. – Понимание, что для художника нет и не может быть границ. Что не бывает исключительно кукольного репертуара. Любую драматургию можно воплотить средствами нашего вида искусств. Тут есть только вопрос качества, а не какой-то особой драматургической специфики. И ещё… Михаил Михайлович научил нас вроде бы простой истине. Искусство, творчество не могут существовать без любви! И, по большому счёту, любое талантливое произведение говорит именно об этом великом чувстве. Соответственно, и отношения в театре должны быть построены на любви. Иначе театр превращается просто в место службы, и неизбежно умирает в этом безвоздушном пространстве...

...Вот, наверное, и всё, что мне хотелось сказать о Валерии Николаевиче Шадском в преддверии его юбилея. Понимаю, слишком мало, чтобы понять его творческий феномен. Но, уверен, впереди у нашего героя ещё немало юбилеев. Так что будет повод вернуться к разгадке...

СПРАВКА «ВР»: Валерий Шадский – Заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель Рязанского театра кукол. Член президиума УНИМА (Международного союза кукольных театров).
Окончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. До Рязани работал в Вологодском и Архангельском театрах кукол.
Автор спектаклей, ставших событиями в культурной жизни не только региона, но и всей театральной России. Среди лучших его постановок – «Дракон» Е. Шварца, «Пир во время чумы» А. Пушкина, «Маленький Принц» А. де Сент-Экзюпери, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Брат Чичиков» Н. Садур, «Звезда Рождества» (по Ж. Сюпервьелю). Также им были поставлены «Карьера Артура Уи» Бертольта Брехта и «Гамлет» У. Шекспира (совместно с норвежским режиссёром Анно Гюллестад). Ставил спектакли в Швеции, Голландии, Польше, Норвегии. Автор 5 пьес и 20 инсценировок. 

Фото предоставлены пресс-службой Рязанского театра кукол.