Задать вопрос
Сайт разработан:
Стартап студия Pushkin

Казармы для Феллини

23 Февраля 2016

В рубрике «Ностальгия» мы продолжаем вспоминать старые, сегодня уже несуществующие рязанские кинотеатры... На этот раз, уважаемые читатели, мы отправимся в два места, безусловно, знаковые для каждого рязанца. На набережную Трубежа и на улицу Почтовую.

Думаю, что некоторые из молодых горожан будут удивлены таким маршрутом. Для прогулки, конечно, места прекрасные, но причём здесь кино? А притом…

Именно на улице Подбельского (сегодня Почтовая) и на Кремлёвской набережной находились два интереснейших рязанских кинотеатра: «Молодёжный» и «Мир».

Начнём наше путешествие с рязанского Арбата... Местные краеведы до сих пор спорят: можно ли считать «Молодёжный» первым кинотеатром областного центра? Находился он в бывшем доходном доме купца Михайлова. На втором этаже были «нумера» мадам Бубновой, а вот на первом в начале ХХ века открылся синематограф. В 1925 году «нумера» стали гостиницей «Заря», на первом этаже разместился одноимённый ресторан, а кинотеатр перенесли в подвальное помещение и назвали «Свободная Россия». Наиболее «продвинутые» в истории родного города могут спросить: а как же знаменитый «Дарьял», который, как известно, посещал Сергей Есенин? Спокойно, товарищи… «Дарьял» открыли также в 1925 году. Оба кинотеатра вполне мирно сосуществовали на одной улице почти до Великой Отечественной войны.

Однако вернёмся к «Молодёжному». Это имя он получил в середине 50-х. А до этого времени оставался «Свободной Россией», и как минимум пару десятков лет, вплоть до открытия «Родины», был единственным кинотеатром в областном центре.

Пристанище для андеграунда

– Для меня и моих друзей «Молодёжный» был, наверное, самым необычным рязанским кинотеатром, – вспоминает рязанский учитель Евгений Куц. – Всякий раз, когда мы спускались в подвал на улице Подбельского, нам казалось, что мы переносимся в другое время... Хотя в чистом виде подвалом «Молодёжный» назвать было нельзя. Скорее это было полуподвальное помещение с арочными сводами и краснокирпичными стенами. На этих стенах размещали свои выставки молодые рязанские художники и фотографы. И это нас привлекало в «Молодёжный» ничуть не меньше, чем желание посмотреть кино.

Действительно, этот кинотеатр был ещё и своеобразным выставочным залом. Причём экспозиции, располагавшиеся на его стенах, чаще всего находились, скажем так, не на магистральном пути рязанской культуры... К примеру, в «Молодёжном» можно было увидеть новые работы Евгения Каширина и фотообъединения «Ока». Здесь выставлялись молодые рязанские графики и пейзажисты. Мы тогда слабо представляли, что такое андеграунд. Но если в рассказе о середине 70-х говорить о рязанской контркультуре, то её выставочной базой определённо был именно этот кинотеатр.

От «Зари» и до зари

– Чаще всего после открытия выставки мы отправлялись отмечать событие в ресторан «Заря», – рассказывает рязанский художник Леонид Маевский. – Благо, далеко ходить было не нужно: поднялся из полуподвала, и ты уже в ресторане. Цены в «Заре» были самые демократичные, так что при наших тогдашних заработках для нас это был оптимальный вариант. По договору с кинотеатром в субботу и воскресенье авторы выставлявшихся картин должны были с двенадцати часов дня до восьми вечера находиться около своих работ, чтобы зрители при желании могли пообщаться с художниками. Часто эти неформальные беседы из кинотеатра переносились в «Зарю» и затягивались до позднего вечера...

По своему статусу «Молодёжный» относился к третьей категории, то есть премьерных показов в нём не проводили. Для этого существовали «Ока», «Родина», «Дружба»... Кинотеатр на улице Подбельского, в свою очередь, специализировался на «повторном» фильме. Кроме этого, здесь иногда показывали фильмы, не рекомендованные к широкому прокату. Например «Андрея Рублёва» впервые рязанцы увидели именно на улице Подбельского. И с творчеством Анджея Вайды мои ровесники также познакомились в «Молодёжном». «Не горюй» Георгия Данелии, первые фильмы Иоселиани – это всё «Молодёжный»... Естественно, творческие диспуты, возникающие после просмотров, по уже сложившейся традиции продолжались в «Заре» и иногда затягивались до самой зари…

В годы перестройки рядом со старым рязанским кинотеатром открылся первый в городе видеосалон. Началась другая эпоха, и уже совсем другие фильмы привлекали рязанского зрителя. «Молодёжный» закрыли в 1993-м, одновременно с «Зарёй». Их место заняло казино и ночной клуб…

Репертуар для влюблённых

Был в областном центре ещё один кинотеатр, с которым у рязанской интеллигенции 70-80-х связаны самые приятные воспоминания. И для того, чтобы вспомнить его славную биографию, нам необходимо переместиться с улицы Почтовой в Рязанский кремль, а точнее, на набережную Трубежа к памятнику Есенину и храму Спаса-на-Яру...

Дату открытия кинотеатра «Мир» в здании бывших конногвардейских казарм мне отыскать не удалось. Все мои знакомые знатоки местной истории разводят руками и противоречат друг другу. Кто-то говорит о начале 60-х, кто-то приводит более ранние сроки… До войны его точно не было. Но для нашего рассказа это и не столь важно. Главное, что в середине 70-х, прогуливаясь весенним вечером с любимой девушкой по набережной, можно было взять два билета на последний сеанс и целоваться до умопомрачения в тёмном зале этого очень маленького и уютного кинотеатра...

Кто-то наверняка спросит, а какое отношение эти лирические воспоминания имеют, собственно, к кинематографу? Самое прямое! В «Мире», как и в «Молодёжном», в основном, шли картины негромкие, не нашедшие себе места в большом советском прокате. Или же старое зарубежное кино… «Шербурские зонтики», «Мужчина и женщина»... Лучшего репертуара для влюблённых и представить было нельзя.

При этом «Мир» славился ещё и своей интеллектуальной публикой. В нём нашёл себе пристанище известный рязанский журналист и историк кино Сергей Донской, ушедший из жизни без малого восемь лет назад. Здесь он проводил свои знаменитые кинолектории, и попасть на них было практически невозможно. В 80-е Донскому удалось устроить в «Мире» ретроспективу фильмов Тарковского. Здесь он впервые на большом экране показал великолепные фильмы знаменитых итальянцев: Этторе Сколлы – «Бал» и Федерико Феллини – «Амаркорд». По приглашению Донского в «Мир» на творческие встречи с рязанскими зрителями приезжали Олег Борисов и Олег Янковский, Александр Збруев и Александр Абдулов. Правда, рядом с кинотеатром в отличие от «Молодёжного», ресторана не было. Зато была знаменитая на весь город пивная «Шайба» на улице Некрасова. Так что творческие обсуждения увиденного происходили с таким же азартом и духовным напряжением, что и на Подбельского. А потом все шли гулять по набережной и говорили, говорили, говорили… Иногда до самого утра.

«Мир» закрыли в 1994-м. Прекрасное уютное здание конца XIX века срочно понадобилось для нужд тогдашней областной администрации. Сегодня в нём располагается рязанское казначейство.

На этом мы прервём наше очередное путешествие в мир старого рязанского кино. Но ещё обязательно продолжим наш рассказ и вдохнём аромат времени, когда поход в кинотеатр был для горожанина не пустопорожним времяпрепровождением, а настоящим праздником…

КСТАТИ: Первой послевоенной кинопремьерой в Рязани стала картина Михаила Чиаурели «Падение Берлина». Очевидцы рассказывают, что, когда на экране в белоснежном кителе появлялся Вождь всех времён и народов, в зале начинались столь бурные овации, что приходилось прерывать киносеанс и дожидаться, пока зрители успокоятся...