Задать вопрос
Разработка сайта:
Стартап студия Pushkin

Где в рязанском воздухе миллиарды пахнут, а где нет

23 Октября 2020 15:23

«ВР» выяснила: запах с очистных сооружений РНПК – цветочки по сравнению с вонью от производства

22 октября запах тухлых яиц или навоза снова ощущался до самого центра Рязани, но прошедший в ночь на 23 октября дождь с этой напастью покончил. Надолго ли? Горожане продолжают спорить, кто виноват в испорченном воздухе на южной и восточной окраинах. Губернатор советует дождаться результатов начатых проверок. Природоохранная прокуратура занимается сразу 4 предприятиями в Южном и Восточном промышленных узлах.

Автобусы проезжают мимо «тех самых» прудов

Многие рязанцы слышали, что нефтяники никак не возьмутся за свой же план реконструкции очистных сооружений стоимостью 13 миллиардов рублей. Поэтому у них сложилось впечатление, что как раз эта очистка и виновата в распространении запаха. Так ли это, «ВР» проверила простейшим способом, с помощью человеческих органов чувств – мы сами съездили на место.


По Ряжскому шоссе в посёлок Строитель и обратно постоянно ездят автобусы маршрутов №7 и №88. От дороги – 100 м до первого технического пруда, куда поступают ещё не очищенные стоки. И никакого потрясающего запаха пассажиры не чувствуют. Не обнаружили его и мы.

С автодороги из Хамбушево в Турлатово видно все элементы первого этапа очистки – любой может выйти на опушку лесопосадки и удостовериться: если оттуда и пахнет, то даже за 200 м очень слабо. А до городских кварталов 2,5 км.

Ещё один аргумент «против» – то, что все выбросы датчики рязанского гидрометцентра замечают в ночные и утренние часы. А канализация течёт круглосуточно.

К тому же если посмотреть на розу ветров, становится понятно, что при преобладающем юго-западном ветре воздух с очистных сооружений проносило бы мимо Рязани.


Региональное министерство природопользования приводит высказывания о ситуации представителей надзорных органов:
Ирина Акимова, заместитель руководителя Роспотребнадзора по Рязанской области:
– Все исследования, которые были проведены 6, 7, 8 октября через каждые 4 часа, свидетельствуют о превышении по сероводороду по 15 ПДК. Идет массивное загрязнение по всему городу. Регистрировалось не только в Дашках, но и Турлатове, в Московском районе, Канищеве… Уже выявлены некоторые нарушения, которые регистрируются на нефтезаводе. По завершении проверки будет возбуждено административное дело.
Ирина Артюшатская, старший помощник природоохранного прокурора:
– На основании сведений о конкретных загрязнителях направляли лабораторию минприроды и к заводу «Технофлекс», и к «Техно», и на площадки накопления Окской птицефабрики. Исследовали и анализировали. Результаты лабораторных исследований помогали Росприроднадзору подготовить заявку на согласование в Волжскую прокуратуру внеплановой выездной проверки завода РНПК… там концентрация наиболее высокая.

Взгляды из окон падают на факел

Но что же за промышленные объекты стоят там, откуда в город дует ветер? В конце сентября, когда жаловались жители Соколовки и Карцева, он был в основном юго-западным. 8 и 9 октября дул южный ветер (см. «Архив фактической погоды»). Вонь при этом сильно ощущалась на Театральной площади и в Дашково-Песочне. А 11 и 13 октября дул юго-восточный ветер – тогда запах почувствовал весь центр города.

Проложенные по карте линии указывают на Южный промышленный узел. Жители Октябрьского района, живущие на верхних этажах, промузел знают по горящему на юго-западе (или на юге, у кого как расположен дом) факелу. Это установка в самом конце территории нефтезавода, у железнодорожной станции Стенькино. Там сжигаются попутные газы, образующиеся при переработке нефти.


В начале 2020 года Рязанская нефтеперерабатывающая компания объявила, что ведёт реконструкцию установки, которая позволит снизить объемы производства высокосернистого мазута. Сера в разных видах (сернистый газ, сероводород) – побочный продукт при изготовлении топлива. Чем больше будет глубина переработки нефти (сейчас она меньше средней по России), там меньше будет этих побочных продуктов.

– При тщательной переработке сернистые соединения не должны попадать в воздух или сжигаться, – утверждает преподаватель неорганической химии Лев Голубев. – Из них можно делать, например, полезную для промышленности серную кислоту. С XIX века известен также процесс Клауса, когда сероводород перерабатывают в серу. Кстати, сера сейчас хорошо идёт на экспорт в Бразилию и Китай.


Значит, дышать чистым воздухом с южного направления можно будет, если 1) рязанская общественность проявит твёрдость и не отступит от своих требований, 2) власти поддержат общественность и 3) всё-таки заставят промышленников вложиться в модернизацию. Ну, и вопрос об очистных сооружениях, обновления которых ждут с 2018 года, тоже нельзя забывать.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Пластмассовый воздух, свинцовая земля – «восточный экологический фронт» в Рязани