Задать вопрос
Разработка сайта:
Стартап студия Pushkin

Студентам РГУ продемонстрировали эффект Кулешова

26 Октября 2016 16:11

Некоторые трюки киномонтажа, доведённые до совершенства отечественным документалистом Дзигой Вертовым, смогли увидеть студенты РГУ им. С.А.Есенина на очередном кинопросмотре, в рамках совместного проекта газеты «Вечерняя Рязань», историка кино Владимира Холмогорского и Рязанского госуниверситета - «Уроки кино»

26 октября Владимир Холмогорский продолжил ретроспективу наиболее известных картин Дзиги Вертова, продемонстрировав на этот раз его киноленту «Колыбельная» 1937 года, повествующую о радостной жизни женщины-матери при социализме.

Предваряя просмотр, Холмогорский вспомнил о так называемом «эффекте Кулешова», который был описан основателем русской школы кино Львом Кулешовым ещё в двадцатых годах прошлого столетия. Эффект этот заключался в том, что у разных зрителей при сопоставлении двух киноотрывков (один из которых всегда оставался неизменен) возникало ощущение разных смыслов, заложенных автором.

Так, Кулешов снял статично сидящего перед камерой актёра Ивана Мозжухина, лицо которого не выражало никаких эмоций. В первом случае к куску плёнки с киноактёром были встык приклеены кадры с тарелкой горячего супа. Во втором случае - с ребёнком, лежащим в гробу. В третьем - с красивой девушкой, отдыхающей на диване. Аудиторию, которой показали первый фрагмент, попросили ответить - какие эмоции испытывает человек в кадре? И все в один голос заявили, что этот человек - голоден. Зрители, которые смотрели второй отрывок, решили, что герой скорбит. Те же, кто видел третий фрагмент, предположили, что герой очарован прекрасной девушкой.

Эксперимент доказал, что содержание каждого последующего кадра способно кардинально менять смысл предыдущего. И Дзига Вертов (как и другие талантливые отечественные кинематографисты) впоследствии не раз прибегал к этому эффекту.

Фильм «Колыбельная», благодаря тому, что он был снят с проката всего через пять дней после премьеры, практически не подвергся вмешательству цензоров, и сохранился до наших дней в неизменном виде. Так что сегодня по этой работе мы можем в наиболее полной мере судить о таланте режиссёра.

В частности, постоянно демонстрируя нам счастливых младенцев (у материнской груди, радующихся жизни в люльке), перемежая кадрами с младенцами женские демонстрации, работу женщин в цехах и на полях, выступления женщин на конференции с участием Иосифа Сталина, автор настойчиво навязывает нам ассоциацию: для партии и Сталина - советская женщина - так же любима, как родное дитя. Но в то же время дитя это - неразумно, и нуждается в том, чтобы его направляли...

Интересно, что и теперь подобного рода трюки с ассоциативным монтажом нередко используют в разных странах и, в особенности, в жанре пропагандистского фильма.

P.S. О дате следующего кинопросмотра, который должен состояться во второй половине ноября, мы обязательно сообщим на страницах «Вечёрки».