Задать вопрос
Разработка сайта:
Стартап студия Pushkin

Студенты РГУ узнали, как диктатура меняла сознание людей

8 Июня 2016 16:23

...а заодно увидели первый угон трамвая в истории кинематографа!

8 июня в здании на улице Ленина, дом 20, состоялся третий кинопросмотр в рамках совместного проекта «Вечерняя Рязань», историка кино Владимира Холмогорского и Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина.

Восстановленная копия кинокартины «Саба» 1929 года, которую продемонстрировали на этот раз - в своё время стала уникальным примером слияния в одном художнике незаурядного дарования и холуйского желания угодить власть имущим. Режиссёра Михаила Чиаурели природа щедро наградила талантом. Он выступал в ансамбле, создавал небезынтересные скульптурные работы, блистал, как актёр на сцене... Судьба свела его с настоящей красавицей - грузинской актрисой Верико Анджапаридзе, которая стала его женой (эта пара произвела на свет дочь Софью, впоследствии известную многим актрису Софико Чиаурели). И в кинематографе ему также везло, перед ним открывались блестящие перспективы. Однако «Саба» стала его первым и последним талантливым фильмом, в котором хоть и есть недочёты, но хотя бы нет раболепия... В дальнейшем раболепия в работах Чиаурели стало, хоть отбавляй. И, пожалуй, трудно было ожидать чего-либо иного от кинематографиста, который фактически стал придворным режиссёром Иосифа Сталина.

По словам Владимира Холмогорского, по таким фильмам Чиаурели, как «Великое зарево», «Клятва», «Падение Берлина» можно понять, что сталинская диктатура могла сделать с сознанием человека...

Собственно, первые зачатки лакейской преданности можно увидеть и в «Сабе» - в истории о вагоновожатом из Тифлиса (кстати, родного города Михаила Чиаурели), который на досуге пьянствует, поколачивая жену и ребёнка. Если примерно к середине фильма заказная киноагитка  вдруг начинает играть самыми яркими красками, (сцены в кабаке с профессором, ратующим за трезвый образ жизни, с угоном трамвая (к слову, первым в истории кино) сняты прекрасно), к финалу, обличения алкоголя во всех бедах, как «главного классового врага» и похороны бутылки с вином так же пафосны, как и фальшивы...

Тем не менее, этот кинодокумент, без сомнения, заслуживает известности у современников.

Следующий кинопросмотр с Владимиром Холмогорским в рамках проекта «Уроки кино», посвящённого Году российского кинематографа, состоится уже в сентябре, в начале нового учебного года.