Задать вопрос
Разработка сайта:
Стартап студия Pushkin

Будем спиваться дальше?

20 Октября 2015

Шашлыки без водки или пива – нонсенс. Субботник без спиртного так и вовсе не имеет смысла. А новые сапоги надо обмыть, иначе... Так и хочется спросить: что? Носиться не будут?

Мы готовы выпить по любому поводу, а если его и нет, то найдём... Для многих регулярное употребление спиртного становится поначалу привычкой, а затем незаметно перерастает в болезнь...

«Потерявшиеся» люди

В советские годы в каждом районе была спортивная секция, или стадион, или спортплощадка. Дети занимались в кружках по интересам, а на лето массово ездили в пионерские лагеря. С распадом СССР стройная система организованного досуга для подростков и молодёжи развалилась, а вслед за этим и российское пьянство вышло на новую орбиту. Связь между этими фактами прямая, и это не досужие домыслы, а мнение специалиста – нашего сегодняшнего собеседника, старшего врача стационара отделения неотложной наркологической помощи, психиатра-нарколога Максима Бутенко.

– Среди тех, кто сейчас у нас лечится, большая часть – это люди, «потерявшиеся» в период с середины 80-х до середины 90-х годов, – говорит Максим Георгиевич. – Ничем не занимаясь, молодёжь скучала во дворах... Но стоило купить пивка или чего покрепче, и жизнь, как казалось, сразу становилась веселее...

Через какое-то время одни останавливались, а другие уже не могли. И спивались с молодых лет, и очень быстро, если имела место наследственная тяга к алкоголю. Но о наследственности мы ещё вспомним. Пока же поговорим о тех, кто уже сейчас болен, но не знает об этом, а вернее – не хочет знать.

– Я не видел ни одного алкоголика, который пришёл бы на лечение и сказал: доктор, я пью, потому что мне нравится, – говорит Максим Бутенко. – Все объясняют, дескать, пить стал, потому что сварливая жена, машину поцарапали, погода плохая... Находятся десятки причин.

И люди не просто находят оправдание злоупотреблению алкоголем (от горя – чтобы залить, при радости – чтобы отметить). Они ещё умудряются называть нормой то, что ею не является. 100 граммов водки на сон грядущий, бутылка водки раз-два в неделю, несколько литров пива, но только в бане, три бутылки вина для посиделок двух подруг...

Но, люди… Какая бутылка водки в неделю, какие 100 граммов в день? Аксиома: алкоголь может быть сравнительно безопасен только в мизерных количествах!

Индикатор болезни

Когда же человек каждый день после работы надирается, простите, в зюзю, а поутру «восстаёт из пепла» и снова идёт трудиться, когда после очередной гулянки ничего не помнит, когда начинаются запои, продолжающиеся по несколько дней, а то и недель кряду, – это ненормально. Но большинство в подобных ситуациях упорно считает, что это всего лишь чёрная полоса. Нет, ребята, это уже алкоголизм.

– У людей понятие «алкоголик» почему-то ассоциируется только с лечением от алкоголизма, – продолжает Максим Бутенко. – Якобы, до тех пор, пока доктор не взял тебя на заметку, ты как будто бы нормальный, умеренно пьющий человек. Если же врач выносит диагноз, пациента бросает в другую крайность: в его представлении – это крест на всей будущей жизни...

По мнению Бутенко, самый верный индикатор подступающего алкоголизма – мнение родственников, живущих рядом с вами. Близкие люди (если, конечно, они сами не подвержены этому заболеванию), как правило, могут точно определить, когда умеренное употребление переросло в злоупотребление. И как раз по инициативе родственников в 9 из 10 случаев алкоголику всё-таки удаётся дойти до врача-нарколога. Одна беда, нередко близкие люди до последнего откладывают неизбежный момент. Бывает, родным легче ещё раз выслушать обещание: «Это был последний раз!» И поверить пьющему человеку, даже понимая в глубине души, что обещанию – грош цена.

– Также нередко у родственников возникает ложный стыд, – разъясняет Максим Георгиевич. – Мол, как же мы поедем в наркологию? А если нас, не дай бог, увидят знакомые, так все же узнают, что наш родной человек стал алкоголиком! На самом деле, чем раньше близкие обратят внимание на проблему, чем раньше приведут больного человека на консультацию, тем выше будет эффективность лечения.

Или бесплатно, или анонимно

Ещё один страх перед наркодиспансером: тебя непременно поставят на учёт и занесут в некий чёрный список, что помешает впоследствии устроиться на работу, получить права и так далее...

Максим Бутенко заверяет, что анонимность (при желании самого обратившегося) гарантирована на 100%. Однако бесплатное лечение (в том числе и в стационаре) возможно только при постановке на учёт. Если вы хотите сохранить анонимность, услуги будут платными. При этом первая консультация бесплатна для всех обратившихся.

– Главное, чтобы человек пришёл к нам, хоть даже и с похмелья... – продолжает Максим Георгиевич. – Поначалу мы просто с ним общаемся, даём прогноз на будущее, какие-то советы. А ещё объясняем, что, если проблемы с алкоголем в ближайшее время усугубятся, он сможет приехать к нам на лечение. При этом на подсознательном уровне ситуация прорабатывается, и даже если человек считает, что толку от этой консультации ноль, определённые выводы он всё-таки делает.

КСТАТИ Один из бытующих в обществе стереотипов гласит, что женский алкоголизм неизлечим. Но, по мнению специалистов, это некорректное утверждение. Неизлечим он у обоих полов, эта болезнь – хроническая. Но у представительниц прекрасной половины человечества формирование алкоголизма происходит быстрее, а последствия протекают тяжелее. Стоит добавить, что в последние годы имеет место печальная тенденция. Если раньше женщины составляли примерно четверть от общего числа страдающих алкоголизмом, то сейчас женская «доля» стремительно увеличивается и уже скоро может достигнуть трети от всех отечественных алкоголиков...

Первое общение с наркологом иногда вызывает у пациентов негативные эмоции. Порою людям кажется, что врачу только и надо, что навешать лапши на уши, заполучить ещё одного платного пациента... На самом деле многие просто до конца не верят, что они больны. И затягивают принятие решения до последнего.

Всё начинается с мозга

И даже после нескольких лет трезвой жизни алкоголик не может быть уверен, что выздоровел окончательно.

– Попадает такой человек на какой-либо праздник и решается немного выпить, – рассуждает Максим Георгиевич. – Но проблема в том, что для алкоголика, даже пребывающего в «завязке», одной рюмки не бывает.

Специалисты считают: алкоголизм – это, прежде всего, психологическое заболевание. За тот миг, когда человек взялся за рюмку, отвечает мозг, а не некая «химия». А уже после того, как небольшая доза спиртного попадает в организм, включаются химические процессы. «Зверь» внутри просыпается и требует добавки. Оправдание дальнейшему пьянству, опять же, находит мозг, но движет им уже химическая зависимость, которая остаётся с алкоголиком на всю жизнь.

А вот касаемо наследственности, о которой мы упомянули вначале, всё не так однозначно. Наркологи не могут определённо сказать, влияет ли она на формирование алкоголизма, или нет. В наличии наследственной предрасположенности к алкоголизму в куда большей степени уверены специалисты-генетики, но это тема уже для другого разговора...

Пока же, резюмируя, можно сказать одно. Каждый сам для себя решает, взяться за ум или потерять его вовсе. Главное, чтобы правильное решение было принято вовремя.

МЕЖДУ ТЕМ Состоя на учёте в наркологическом диспансере, человек не вправе работать электриком, монтажником, занимать любые должности на предприятиях и в организациях, связанных с производством и использованием взрывчатых веществ, работать на пожароопасных объектах, быть задействованным в профессиях, связанных с обслуживанием и эксплуатацией любого транспорта (железнодорожного, грузового, легкового, водного). Также гражданин, состоящий на учёте, не может получить водительские права, не имеет права на ношение и использование оружия.