Госзакупки в проблемном антураже

25.03.2019 12:51:00 Описание

Не за горами лето. Родители уже планируют отпуска и отдых своих детей. Многие отправят детишек в оздоровительные лагеря… Как тут не вспомнить, что ещё в 2017-м Роспотребнадзор нашёл нарушения в работе каждого второго поставщика продуктов питания детским лагерям? В прошлом году рязанские активисты ОНФ серьёзных нарушений не выявили, но и проверили тогда лишь три муниципальных лагеря…

О нюансах в организации госзакупок не только в сфере отдыха и оздоровления детей рассуждает политолог Андрей Рязанцев.

Сейчас большинство нарушений связаны с некачественным исполнением поставщиками своих обязательств. Этих самых поставщиков, по идее, должны отбирать на конкурсной основе в соответствии с требованиями Федерального закона № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ...». Закон этот вступил в силу с 1 января 2014 года. За время, которое прошло с тех пор, его уже неоднократно изменяли и совершенствовали. И вот, 21 марта 2019-го, фракция «Единой России» в Госдуме внесла на обсуждение очередные изменения, которые как раз затрагивают организацию отдыха и оздоровления детей.

Предложения были приняты в первом чтении. Но многие эксперты считают, что в законе ещё хватает недоработок...

Хотели как лучше

Как же было раньше, до закона? Звонил руководитель какого-либо МУПа другу Васе и говорил: «Через дорогу – магазин со стульями по 10 рублей. Давай ты их нам поставишь, но «нарисуешь» их по 100, а 90 «попилим». Так и делали... С принятием 44-го закона схема поменялась. Тот же руководитель снова звонил приятелю, но уже говорил: «Вася, у тебя есть ещё два друга? Пусть высылают предложения по 110, а ты «рисуй» на 100. 90 «попилим»...»

Потом появилась электронная система госзакупок zakupki.gov.ru. Но и она в общем-то работает не совсем так, как задумывалось. И попытки сделать её более открытой и прозрачной зачастую порождают лишь новые коррупционные схемы. Конечно, совершать незаконные сделки стало сложнее. Но такая возможность по-прежнему существует! На мой взгляд, особенно это заметно в сферах ЖКХ и капитального строительства.

В принципе, на любом этапе системы может работать коррумпированный сотрудник и получать деньги, лоббируя интересы конкретного подрядчика. При этом его руководство может и не подозревать об этом.

Вместе с тем, по-прежнему основным критерием победы в конкурсе остаётся минимальная цена. И этим пользуются недобросовестные поставщики, предлагающие на аукционах нереально низкие цены, а впоследствии – такое же низкое качество работ.

Отрицательно влияют на качество и неправильно спланированные заказчиком сроки. Многие из нас наблюдали и экстренное латание дорог, и укладку асфальта прямо в лужи или снег.

Бороться с этими бедами, пытаясь совершенствовать закон, можно и далее… Но, по моему мнению, главная проблема заключается в том, что у нас и по сей день процедуры оценки надёжности поставщика, контроля качества присутствуют исключительно на бумаге. 

Правильные идеи ещё задолго до принятия закона были у рязанского экс-мэра Олега Булекова в бытность его работы в комитете по развитию предпринимательства. Ещё тогда этот комитет предлагал оценивать поставщиков по некой матрице консолидированных показателей надёжности. Но новация не прижилась...

Что чиновнику не интересно?

Да и вообще, у нас в Рязани инициативы нередко наказуемы. В лучшем случае интересные идеи могут позаимствовать и выдать за свои. Был такой случай и в моей практике. Несколько лет назад мы с командой активистов безвозмездно предложили нашим чиновникам готовый программный продукт интерактивной карты, способной автоматизировать контроль над исполнением работ и гарантийных обязательств по ремонту дорог и жилого фонда. Но бесплатное не заинтересовало…

А через какое-то время наша мэрия нашла своего подрядчика под эту же идею и, освоив бюджетные средства, поставила себе галочку за вклад в цифровизацию. Забавно и то, что организация, выигрывавшая с того времени конкурсы на обслуживание специально открытого портала, ООО «Маркетинговая лаборатория», была создана под это дело всего парой месяцев ранее. Полагаю, некоторые из наших читателей слышали про этот интересный в целом городской проект «Исправим вместе».

Сейчас же, как известно, Рязань готовится стать новогодней столицей. Запланирован многомиллионный бюджет на реализацию проекта. Между тем, ещё зимой в администрацию поступал запрос от крупнейшего федерального туристического оператора с предложением взять на себя функции сервисного оператора проекта и провести все необходимые маркетинговые мероприятия за собственный счёт. Запрос этот был проигнорирован.

И предложение о строительстве, опять же, за счёт инвестора, туристических информационных центров чиновников не вдохновило. Конечно, одно дело, когда речь идёт о бюджетных деньгах, и совсем другое – когда о деньгах инвестора… К чему в таком деле лишние глаза и уши?

Сегодня вопросом контроля за госзакупками озадачена общественность. Представители всё того же Общероссийского народного фронта, отдельные активисты и журналисты выявляют случаи неэффективного расходования бюджетных средств, но… По большому счёту воз и ныне там.

Объективные причины низкой конкуренции

Тут стоит сказать и о том, что сами коммерсанты нередко не особенно стремятся выигрывать в конкурсах.

Причин тому несколько. Во-первых, часто встречаются закупки, «заточенные» под одного поставщика. Закупочная документация составляется таким образом, чтобы на законных основаниях отклонить «лишних» участников, поэтому участие в таких закупках – пустая трата времени.

Так, к примеру, формальны многие закупки, связанные с IT-услугами по сопровождению сайтов медицинских учреждений. В особые условия добавлено требование об обязательном размещении информации и продвижении собственного сайта в рамках портала www.uzrf.ru. Но данный ресурс – частный, и принадлежит компании ООО «МЕДГИС». Угадайте, кто выигрывает эти конкурсы? Правильно, ООО «МЕДГИС» и выигрывает!

Другая распространённая модель – установление непривлекательной схемы оплаты исполнения госзаказа. Например, с большой отсрочкой, как в случае с единственно соглашавшимся на такие условия рязанским муниципальным предприятием «РСУ № 1».

Показательны и ситуации с поставками мебели для учреждений, когда заказчик прописывал конкретные наименования стульев или же очень короткое время поставки. Здесь тоже понятно, что у кого-то на складах именно такие товары уже готовы к отправке…

В этот же ряд стоило бы включить и некорректное внесение данных в Единую информационную систему в сфере закупок – ЕИС. Как пример, смешение кириллицы и латиницы при написании наименования заявки, чтобы сложнее было найти информацию о закупке в поиске. И много чего ещё... Суть сводится к тому, что участвующий в сговоре «нужный» поставщик всегда извещён, каковы параметры госзакупки на самом деле.

Между теми, и сами участники госзакупок часто оказываются к ним не готовы. Ведь дело это требует не только свободных денежных средств на обеспечительные меры, но и соответствующей квалификации юристов. У нас же порой бывает, что цену увидели, а на условия не посмотрели…

Не наступим ли на те же грабли?

Так что, как бы ни совершенствовали законодательство, справиться разом со всеми проблемами, сопутствующими сфере госзакупок, к сожалению, не удастся.

Закон о конкурсной системе госзакупок, который продумывали как способ борьбы с коррупцией, сейчас некоторые недобросовестные руководители используют для того, чтобы в процессе распределения бюджетных средств просто отогнать конкурентов от кормушки. Не допустить к распределению случайных людей.

Вот и предлагаемые изменения в закон по организации госзакупок в сфере детского отдыха, как нам объясняют, призваны содействовать более тщательному отбору организаций – участников госзакупок. А некоторые эксперты резонно опасаются, что и эти законодательные новации послужат той же цели – устранить нежелательных конкурентов…

Андрей Рязанцев, политолог 

Вернуться к списку
Задать вопрос редакции