Задать вопрос
Разработка сайта:
Стартап студия Pushkin

Профессиональная верность

12 Июля 2016

12 июля 1946 года в Крыму родилась девочка, которую родители назвали Татьяной… Сегодня мы знаем её как Татьяну Болюк – бессменного руководителя (почти 40 лет на посту!) областного Гидрометцентра.

В день выхода этого номера «ВР» в печать Татьяна Николаевна отмечает 70-летний юбилей. И мы решили, что это прекрасный повод как вспомнить биографию именинницы, так и поговорить о буднях метеорологической службы.

В наши края метеоролог Татьяна Болюк впервые попала в 1973 году. Выпускницу Одесского гидрометеорологического института, сотрудницу Верхневолжского гидромета направили в командировку на метеостанцию в посёлок Павелец Скопинского района. Интересно, что тогда Татьяну Николаевну на Рязанщине больше всего впечатлила местная картошка…

– Я в неё буквально влюбилась… – вспоминает наша героиня. – Ведь в Крыму, где я родилась, картошка невкусная: воды мало. А тут – такая рассыпуха! И до сих пор я её обожаю.

Впрочем, когда Татьяне Николаевне предложили переехать в Рязанскую область и возглавить местное гидрометбюро, манила её не только картошка. Сразу по переезду ей обещали дать квартиру – веский повод, чтобы согласиться. Правда, обещанную жилплощадь предоставили только через четыре года, на протяжении которых ей пришлось ютиться в казённом домишке на отшибе, отапливаемом дровами. Но что такое бытовые неурядицы для человека, у которого работа всегда была и есть на первом месте? Так, пустяки…

Такие разные чиновники

Поначалу было очень непросто. Потребовалось освоить массу новых знаний. С годами служба расширялась, появлялись новые технические возможности, а вместе с ними и новые обязанности. Так, с развитием промышленности на гидрометслужбу легла ответственность за экологические наблюдения. Техника, нужная для этого, была, подготовленные кадры – тоже, а вот с поддержкой местных чиновников порою возникали проблемы. Для примера – такая история. Появилась необходимость поставить в центре Рязани метеорологический пост для забора проб воздуха. Для этого был нужен участок земли, а значит, и разрешение горисполкома. То есть непосредственно Надежды Чумаковой.

– Пришлось долго доказывать, насколько необходим пост для отслеживания загрязнения воздуха, – продолжает рассказ Татьяна Николаевна. – Мне отвечали, мол, он испортит вид города, хотя речь-то шла об обыкновенной будке размерами два на два метра, оснащённой приборами и рабочим местом для наблюдателя. В конце концов участок нам выделили. Правда, уже в 90-х новые власти его продали, и сегодня мы продолжаем проводить наблюдения, но, по сути, на птичьих правах.

Между тем, недопонимание, возникшее с Чумаковой, меркнет в сравнении с тем, что произошло в начале 80-х. Прежде чем поведать ещё одну историю из биографии Татьяны Болюк, сделаю небольшое отступление.

В числе прочего, метеорологи занимаются также и агронаблюдениями. Есть даже такая специальность – агрометеоролог. Ежегодно, и десятилетия назад, и сейчас, этот специалист наблюдает за развитием культур и составляет прогноз на урожай зерновых, исходя из множества данных: какими были дожди с осени, как прошли зимовка и посевная, сколько, чего и где посеяли, как озимые и яровые развивались весной… Обобщив эти сведения, агрометеоролог даёт свой прогноз на урожайность в начале лета. Информация эта, кстати, в то время была конфиденциальной, предназначенной только для служебного пользования, то есть обладали ею руководители региона.

В 1982 году собранные данные не сулили ничего хорошего. Из-за засухи прогноз на урожайность был не выше пяти центнеров зерна с гектара (это даже меньше, чем было посеяно), притом, что в предыдущие годы этот показатель был втрое, а иногда и вчетверо выше.

По-хорошему, узнав такой прогноз, в руководстве области должны были принять меры. Собрать совещание со специалистами из всех районов, закупить зерно, бросить все силы на уборку... Но вместо этого тогдашний второй секретарь обкома, ответственный за сельское хозяйство, вызвал к себе главу гидрометбюро и поднял крик.

– Кричал, мол, кто я такая, да кто дал мне такое право... Я и предатель, и изменник Родины, и в тюрьму меня надо… – с горечью вспоминает Татьяна Болюк. – Напоследок выдал: «Вы уволены!» На что я ему ответила: не он меня принимал, не ему и увольнять. Для этого человека были важны только цифры в отчётах, он даже не понимал, насколько высока ценность нашей информации.

Работать на своём месте Татьяна Николаевна, разумеется, осталась, хотя нервов потратила немало. А вот секретарь обкома через некоторое время должность потерял. И кстати, по факту в 1982 году собрали в среднем по четыре центнера с гектара – самый низкий урожай за всё время наблюдений.

Впрочем, среди представителей чиновничьей братии встречались и люди, проявлявшие куда больше внимания и понимания. С самой большой благодарностью Татьяна Николаевна вспоминает Леонида Хитруна, возглавлявшего область в конце 80-х.

– Это был замечательный человек и, в первую очередь, компетентный, – говорит Татьяна Болюк. – В первые же дни после его назначения он пригласил меня на встречу, чтобы выяснить, какими ресурсами располагает гидрометцентр, какая у нас техника есть в наличии, чего нам не хватает. Мы тесно сотрудничали с ним несколько лет, прошли чернобыльскую эпопею…

Чернобыльская весна

О событиях весны 1986 года Татьяна Николаевна рассказывает неохотно, уж слишком тяжёлые воспоминания. И далеко не всё, что знает, главный метеоролог области может рассказать до сих пор. Более того, долгое время она не имела права давать информацию даже руководству области. После чернобыльской катастрофы в регионе по заданию из Москвы стали наблюдать за уровнем радиации. Зашифрованную информацию передавали в головной гидрометцентр, а оттуда – напрямую Михаилу Горбачёву. Лишь спустя годы руководители и нашего, и ряда других регионов получили возможность узнать полную картину радиационного заражения. И только тогда стали принимать меры.

– В 1990 году Леонид Хитрун связался с руководителем Росгидромета, и области выделили самолёт, на котором проводили обследования с воздуха, – рассказывает Татьяна Болюк. – Так у нас появилась карта загрязнения региона цезием. Также Росгидромет предоставил нам приборы для обследования почвы и новые дозиметры. По составленной карте мы отбирали наиболее загрязнённые пункты, брали там пробы почв и отправляли их на анализы в лабораторию. За три года обследовали больше 650 населённых пунктов, отобрали более 10 000 проб, и всё это – параллельно с основной работой. Теперь уже никто и не вспомнит, откуда возникли эти списки сёл и деревень, жители которых получают «чернобыльские» льготы.

До конца довести эту работу метеорологам не удалось, так как в 1994 году финансирование проекта было прекращено. Да и финансовое обеспечение всей работы гидрометцентра подверглось серьёзной коррекции в сторону уменьшения…

Исчезающий вид

Прежде государство в полной мере обеспечивало работу метеорологической службы, и она, в свою очередь, предоставляла данные бесплатно едва ли не всем и каждому. Но с начала 90-х деньги выделяют только на мизерные зарплаты сотрудникам. Прочие средства метеорологи должны заработать сами, за плату предоставляя информацию различным ведомствам и частным лицам. Загвоздка заключается в том, что в федеральных документах нет алгоритма, регулирующего, кто должен платить, а кто нет. Поэтому едва ли не каждый считает, что имеет право на бесплатный доступ к информации. А как содержать гидрометцентр, тех, кто к его работе не имеет отношения, волнует постольку-поскольку. Отсюда в службе вечная нехватка денег и, как следствие, нехватка кадров. Из шести синоптиков службы трое – в пенсионном возрасте. И молодёжь сюда трудоустраиваться не спешит.

Для примера: будучи начинающим специалистом, Татьяна Болюк получала оклад в 100 рублей. Этого хватало и на пропитание, и на регулярные посещения театров, и на одежду. Жильём тогда обеспечивало государство – сначала комнатой в общежитии, затем, пусть и не сразу, квартирой. Что будет, если сейчас в службу придёт молодой метеоролог? Зарплату ему установят в 8000-10 000 рублей (со всеми надбавками), и никаких перспектив на жильё. Вот потому-то Татьяна Николаевна до сих пор на своём посту...

P.S. Редакция газеты «Вечерняя Рязань» от души поздравляет Татьяну Болюк с 70-летним юбилеем! Счастья вам, Татьяна Николаевна, крепкого здоровья и профессионального долголетия!