Задать вопрос
Разработка сайта:
Стартап студия Pushkin

Ребёнок учится говорить…

15 Декабря 2016

Если речь вашего ребёнка далека от идеала, не стоит мучить его скороговорками и упражнениями на дикцию. Вполне возможно, что с его речевой патологией сможет справиться только квалифицированный специалист…

О том, по каким причинам дети могут начать заикаться и картавить, «Вечёрке» рассказала заместитель главного врача областной клинической больницы имени Н.Н. Баженова Елена Люхина.

От года до семи

– Можно выделить три важнейших периода развития речи у детей, – говорит Елена Ивановна. – Так, в возрасте от одного до двух лет интенсивно развиваются речевые зоны головного мозга. Именно в это время ребёнок усваивает первые слова, фразы и их значение. Во втором периоде, примерно в три года, ребёнок начинает активно говорить, причём не только отдельными словами, но и осмысленными предложениями. И, наконец, в третьем – в 6-7 лет, дети осваивают письменную речь. Важно понять, что в эти периоды сильно возрастает нагрузка на центральную нервную систему. Поэтому при определённых неблагоприятных условиях могут возникнуть различные речевые нарушения.

Если с ребёнком дома мало общаются, это может вызвать задержки в его речевом развитии или спровоцировать дефекты появившейся речи. Частые и долгие болезни нередко приводят к тому, что дети начинают говорить позже своих сверстников. Кроме того, на речевом развитии отрицательно сказываются психологические травмы, вызванные, к примеру, сильным стрессом или испугом. И, конечно, нельзя не сказать о том, что дети любят подражать взрослым. Ребёнок может начать копировать манеру речи близкого человека, который неправильно произносит некоторые звуки (к примеру, «л» и «р»), говорит слишком быстро или заикается.

Родные ребёнка в состоянии оградить его от перечисленных выше неблагоприятных факторов. Между тем, у дефектов речи могут быть и такие причины, при наличии которых без помощи специалиста не обойтись…

К таковым относятся: наследственная предрасположенность, генетические аномалии и патологии, возникшие во время беременности и родов. Иначе говоря, если самостоятельно помочь ребёнку справиться с речевыми проблемами не удаётся, и вы подозреваете, что их причины – отнюдь не на поверхности, не медлите с обращением к специалисту! Только профессиональный логопед подскажет, можно ли скорректировать речевое развитие ребёнка.

Чем поможет специалист?

– Коррекционно-логопедическая помощь включает в себя занятия разного формата, – продолжает рассказ Елена Люхина. – С пациентами проводят индивидуальные и групповые тренинги, во время которых разрабатывают артикуляционный аппарат, учат правильному произношению, развивают слух, объясняют, как правильно дышать во время разговора, плавно и связно говорить, формируют у них способность к контекстной речи… Также на подобных занятиях специалисты расширяют словарный запас своих пациентов.

Если те или иные дефекты речи стали следствием психических травм, в таких случаях помимо логопеда с пациентом работают медицинский психолог, воспитатель и врач-консультант. Любые попытки самолечения дефектов, имеющих психологические корни, малоэффективны.

Если же дефекты были вызваны анатомическими нарушениями, необходимую хирургическую помощь первым делом оказывают стоматолог или оториноларинголог. И только после этого работу с пациентом продолжает логопед.

Врачи утверждают, что речевые нарушения можно скорректировать в любом возрасте. И всё же, откладывать на потом визит к логопеду не стоит. Чем старше человек, тем больше времени потребуется на то, чтобы оказать ему действенную логопедическую помощь…

Фото linkis.com

ВАЖНОЕ: Родителей должно насторожить запоздалое проявление любых речевых навыков у ребёнка. Если он не начал «гулить» до двух лет, произносить первые слова и фразы до трёх лет – это повод для обращения к специалисту.