Задать вопрос
Разработка сайта:
Стартап студия Pushkin

Хозяйка «машины времени»

3 Июня 2019 11:57

Костюмерный цех Театра на Соборной и вправду – сродни машине времени. По костюмам на вешалках можно изучать историю театра – от ранних постановок, уже ставших историей, до последних, премьерных работ. Работа заведующей цехом Светланы Ручкиной и её коллег не ограничивается хранением нарядов. Моя собеседница – едва не главный человек во всей команде, обеспечивающей спектакль, ведь она – отвечает за целостность образа…

«Вечёрка» продолжает цикл публикаций, рассказывающих о людях, посвятивших свои жизни служению Театру.

В Рязанский государственный областной театр для детей и молодёжи (на Соборной) Светлана Александровна пришла в 1999 году. Начинала с должности уборщицы: в семье был маленький ребёнок, который требовал времени, а график работы в театре был для неё удобен. Позже некоторое время трудилась гардеробщицей и вахтёром. Затем – нашла себя в роли костюмера, и вот уже три года Светлана Ручкина возглавляет цех. Правда, первое знакомство с профессией, рассказывает она, простым было не назвать...

– Как-то летом мне пришлось подменять костюмера, – вспоминает Светлана Александровна. – А когда от нас в начале сезона ушёл постоянный сотрудник – предложили занять его должность. Костюмы и репертуар я толком не знала – пришлось ходить по актёрам и спрашивать, какие костюмы им нужны на те или иные спектакли. Мало того, театр в первые дни моей работы уехал на гастроли… Если честно, было страшновато. Ведь работа костюмера требует не только знать репертуар и костюмы ведущих актёров, но и эпохи, и это – большая ответственность…

Выдержать испытание помогли журналы моды. По ним моя собеседница изучала историю костюма (в том числе и разные эпохи). А одновременно с этим заново знакомилась с труппой.

Теперь же в распоряжении Светланы Александровны – несколько сотен костюмов…

Репетиции вместе с артистами

Все эти костюмы сотрудницы цеха бережно хранят. Обрабатывают, чтобы защитить от моли, и, само собой, гладят, стирают, подшивают…

Работа эта только на первый взгляд кажется простой. В репертуаре театра – 28 спектаклей, и есть среди них такие, в которых задействована почти вся труппа. В числе таковых: «Господа Головлёвы. Маменька», «Зимняя сказка», «Яр» – в каждом на сцену выходит более 40 человек!

От костюмера требуется безошибочно знать, когда, кому и что потребуется. А чтобы запомнить это, необходимо репетировать вместе с актёрами!

– Репетировать в костюмах актёры начинают где-то за две недели до премьеры, – поясняет Светлана Ручкина. – Я и мои коллеги работаем вместе с ними, чтобы запомнить, откуда они выходят, какие костюмы хочет видеть художник, как лучше повесить костюм, чтобы артист во время репетиции или спектакля не терял свою одежду и обувь. К слову, наряд каждого актёра подписывается – вышиваются его инициалы, но так, чтобы было не слишком видно, если он снимет его на сцене.

Ходят костюмеры и на спектакли – они отвечают за то, чтобы быстро переодеть артиста перед его следующим выходом на сцену. Иногда на это отводятся считанные секунды...

«МЧС» от Мельпомены

Костюмеры в театре – своеобразное министерство чрезвычайных ситуаций: в кратчайшие сроки они должны уметь (и умеют!) решить любую проблему с костюмами. Даже ту, что кажется безвыходной...

– Мы всегда ходим в полной боевой готовности, с нитками и булавками, – улыбается Светлана Ручкина. – Артисты – люди творческие и непредсказуемые. И случиться может всё что угодно. Так что нам нужно быть готовыми ко всем неожиданностям...

Форс-мажоры, как известно, имеют неприятное свойство случаться в любой сфере деятельности, и театр тут не исключение. Светлана Александровна вспоминает, как в одном из спектаклей едва ли не перед самым выходом на сцену у исполнителя роли порвалась штанина – от бедра до голени. Чтобы дать костюмерам время зашить брюки-галифе, другие актёры на сцене стали тянуть время… Брюки были зашиты максимально быстро, и спектакль – продолжился: по-другому и быть не могло!

В другом спектакле два актёра – мужчина и женщина, перепутали костюмы. Справедливости ради стоит сказать, что костюмы эти были почти одинаковыми, различались только длиной рукавов…

Впрочем, как говорит Светлана Ручкина, такие случаи скорее исключение, чем правило. Обычно спектакль разыгрывается будто по нотам. И неслучайно перед каждым спектаклем моя собеседница пишет его партитуру.

– Партитурой называют своеобразный сценарий спектакля, где я пишу, у какого актёра – какой костюм; отмечаю, когда кого переодевать, и в какой кулисе это удобнее делать, – говорит Светлана Александровна. – Когда, например, спектакля долгое время нет в репертуаре, а потом его возвращают в афишу, такие партитуры помогают вспомнить порядок действий.

Вторая жизнь театральных костюмов

Костюмы в театре хранятся годами. На складе театра и сегодня можно увидеть наряды, в которых выходили на сцену актёры ТЮЗа десятки лет назад. Списывают их, лишь когда они изнашиваются. Те же костюмы, что шили на спектакли, исключённые из репертуара, впоследствии сдают в аренду.

– У нас часто берут такие костюмы на городские праздники, костюмированные балы и вечера, а также для тематических фотосессий, – комментирует Светлана Ручкина. – Правда, бывает и так, что людям понравился костюм, увиденный на спектакле, а в костюмерном цехе он производит на них совсем другое впечатление… На сцене даже дешёвая марля с пайетками может смотреться красиво и дорого. Но при обычном освещении она будет выглядеть совершенно непрезентабельно.

У моей собеседницы есть спектакль-фаворит, который она смотрит с особым удовольствием: это одна из последних работ театра, «Господа Головлёвы. Маменька».


– Вообще, каждый спектакль, который ты выпускаешь, запоминается чем-то. Вот «Головлёвы» мне запомнились своей сложностью – и костюмов там много, и переодеваний героев… Но я люблю сложные спектакли. В работе необходимо преодолевать какие-то трудности, без этого, пожалуй, было бы скучно.

Сложным, но интересным обещает быть и новый спектакль Театра на Соборной, над которым идёт работа сейчас, – режиссёр Вахтанг Николава ставит «Ромео и Джульетту». В этой постановке будет задействовано много современных костюмов. Премьера спектакля, которым театр закроет сезон, намечена на 21 июня.