Задать вопрос
Разработка сайта:
Стартап студия Pushkin

История вне времени

21 Июня 2019 14:00
Театр на Соборной завершил сезон ярким финальным аккордом – постановкой трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Спектакль этот был среди самых ожидаемых событий театрального сезона: одна из самых известных трагедий Шекспира в интерпретации постановщика из Тбилиси Вахтанга Николавы – зритель был вправе предполагать нечто нетривиальное. И предпремьерный показ в какой-то мере эти ожидания оправдал.

Произведения Шекспира – нередкие гости в репертуаре рязанских театров. Так, Театр драмы только за последнее время поставил две знаменитые трагедии великого британца: «Короля Лира» и «Гамлета». На сцене Театра на Соборной Шекспира не было достаточно давно. Однако творческое молчание было прервано «Зимней сказкой», которую представили зрителю в 2014 году, в преддверии 400-летия со дня рождения драматурга.
  
Выбор «Ромео и Джульетты» для постановки, пожалуй, обосновать несложно: характеры главных героев близки молодёжи во все времена – их отличает та же пылкость и бескомпромиссность чувств, желание получить всё и сразу...

Логичным было и приглашение для постановки Вахтанга Николавы – режиссёр Тбилисского Русского драматического театра имеет большой опыт постановки спектаклей для детей и подростков, и не впервые обращается к творчеству Уильяма Шекспира. На родине он уже ставил «Зимнюю сказку». В Рязань Вахтанг Николава впервые приехал два года назад – принимал участие в режиссёрских мастерских, где представлял эскиз по пьесе Полины Бородиной «Рыба и шоколад». Сегодня эту работу режиссёра о романе подростков из разных слоёв общества можно рассматривать как, своего рода, генеральную репетицию к его нынешнему спектаклю. Тема любви вне сословных рамок и границ, установленных обществом, ярко звучит как в современной пьесе, так и в классике.


Начало и конец любви


От грузинского режиссёра стоило ждать необычных авторских решений. По крайней мере, я шла на спектакль именно с такими ожиданиями... Впрочем, никаких изменений в классический текст Вахтанг Николава вносить не стал.
  
На сцене звучит шекспировское слово в переводе Бориса Пастернака, а роман Ромео и Джульетты, как ему и положено, разворачивается в обстановке средневековой Вероны, где то и дело сверкают ножи, звенят шпаги, и семьи Монтекки и Капулетти ведут давнюю вражду. В этой атмосфере любовь героев становится вызовом обществу…

– Мне хотелось показать в спектакле, как рождается ненависть, откуда берётся любовь, и где она заканчивается в таком окружении, – сказал Вахтанг Николава. – Именно любовь делает героев личностями. В целом же, «Ромео и Джульетта» – это универсальная история, и она – вне времени.
  

Актёры и роли


Конечно, на роли главных героев были выбраны молодые актёры – по словам Вахтанга Николавы, он отталкивался от психофизики, образов – и исполнители были найдены практически сразу. Ими стали Николай Шишкин и Светлана Медведева, недавно пополнившие труппу Театра на Соборной.
  
Кстати, для обоих образы Ромео и Джульетты стали первыми главными ролями в классическом репертуаре театра. Выбор получился удачным – несмотря на явные реминисценции со знаменитым фильмом Франко Дзеффирелли, актёры в полной мере смогли показать яркость первого чувства.
  
На контрасте с лирическими героями строят свою игру коллеги Николая Шишкина и Светланы Медведевой. Тибальт в исполнении Дмитрия Мазепы становится воплощением жгучей ненависти, буквально сжигающей его изнутри. А родители Джульетты в исполнении Инессы Чернявской и Романа Данилина – символом бессердечности и верности семейно-родовым принципам, ради которых они могут поступиться жизнью родной дочери, не желающей выходить замуж за нелюбимого человека.
  
Особо отмечу образ Константина Ретинского, который сыграл Меркуцио. Его герой стоит выше междоусобных распрей. Он – насмешник и плут, зачинщик партий, которые разыгрываются им как по нотам. Правда, в одной из этих партий побеждённым оказывается он сам…


Меркуцио на гироскутере


Если от текста и истории, печальнее которой нет на свете, ожидать сюрпризов не пришлось, то сценическое решение и художественное оформление спектакля, на мой взгляд, оказались выше всяких похвал.
  
События разворачиваются в пространстве, выдержанном в тёмных, готических тонах. По сути, сцена служит своеобразной шахматной доской, на которой попеременно появляются те или иные герои. Подобная универсальность – не прихоть, а художественный приём, позволяющий сделать акцент именно на чувствах, испытываемых героями.
  
На это же указывают и костюмы – внешне они имеют отношение к средневековью, и, в то же время, выглядят современно. В конце концов, на связь с сегодняшним днём недвусмысленно намекает гироскутер, на котором лихо раскатывает Меркуцио... Конечно, с оправданностью таких альянсов прошлого и настоящего можно спорить и не соглашаться. Однако, в конце концов, право трактовки принадлежит постановщику, и его решение – размыть рамки времени, чтобы в разных деталях подчеркнуть близость событий к современности.
  

Сюжет раскрывается в деталях…


И в целом, деталям в своей постановке Вахтанг Николава уделяет заметное внимание.
  
Будто подчёркивая напряжённость во взаимоотношениях между героями, в их руках то и дело появляются ножи… Акценты на невинности Джульетты и в её противопоставлении себя – обществу, сделаны как в белом цвете её одежд, так и в сопровождающем её появления тревожном звучании виолончели (в ткань спектакля вплетена живая музыка)…
   
Насколько считываемы эти детали публикой, и как воспримет рязанский зритель новую постановку шекспировской классики – мы узнаем уже в сентябре. Премьерой «Ромео и Джульетты» Театр на Соборной откроет следующий, 82-й театральный сезон.
  
И если после спектакля кто-то из юных зрителей решит открыть на досуге томик Шекспира, значит, режиссёр со своей задачей справился.