Уход со своей должности главы рязанского отделения «Деловой России» Владимира Моторжина заставил задуматься о том, кто представляет местный бизнес в общественном пространстве и как распределены роли между разными организациями предпринимателей
Когда замена становится сенсацией
1 ноября стало
известно, что меняется председатель одной из самых влиятельных предпринимательских организаций Рязани – отделения «Деловой России». В других регионах России, где на подобных общественных должностях часто проходят перевыборы, новость не стала бы заметной. Но в Рязани, где общественные организации часто целыми десятилетиями возглавляют одни и те же люди, это стало в некотором роде сенсацией.
Известно, что минувшим летом 56-летнего Владимира Моторжина подвело здоровье – возможно, это и послужило причиной его ухода с должности по собственному желанию.
Теперь вместо него местное объединение «делороссов» возглавил депутат Рязанской городской Думы Александр Кривов, ставший предпринимателем еще в 1990-е годы. Сегодня он возглавляет предприятие «Русский Колос», которое около 20 лет занимается торговлей сельскохозяйственной и специальной техникой. В последний год Кривов прилагал усилия для развития оптико-электронного сектора в экономике нашего региона, а также публично высказал мнение, что всенародные выборы главы администрации областного центра повысили бы эффективность управления. За его здоровье у предпринимателей, видимо, возникает меньше опасений: он известен как председатель спортивно-туристического клуба «Электрон».
Современные предпринимательские гильдии
Экономические и политические обозреватели российской деловой прессы уже сравнивали предпринимательские объединения в нашей стране с дореволюционными купеческими гильдиями: руководители крупных предприятий группируются отдельно, средних – отдельно, мелких – отдельно.
Однако разделение среди рязанских бизнесменов идет не только по размеру основных капиталов, годовых оборотов или нанятых работников. У каждой из организаций, представителей которых приглашают на совещания и форумы – свое «лицо».
Например, Рязанская ассоциация экономического сотрудничества предприятий – это клуб директоров крупных заводов, в котором принято внимательно изучать законодательные акты властей и следить за нововведениями региональных министерств. В рязанской «Деловой России» собираются активные предприниматели, склонные самостоятельно анализировать (и довольно глубоко анализировать – например, в случае с составлением «Национального рейтинга инвестиционного климата») экономическую ситуацию и вырабатывать совместную стратегию поведения на рынках. «ОПОРА России» и Торгово-промышленная палата Рязанской области подходят для любителей много общаться на часто проходящих мероприятиях и ездить на общероссийские форумы.
И все-таки сложившаяся система не кажется «окостеневшей». Ведь есть примеры известных компаний, руководители и ведущие сотрудники которых не входят в существующие объединения? Да, есть. Например, есть компании-застройщики, входящие в пятерку крупнейших по региону – и не состоящие в Рязанском союзе строителей.
С другой стороны, можно назвать примеры предпринимателей, ставших известными обществу или властям помимо работы в бизнес-объединениях. Евгений Рыбаков, благодаря организации «ЭРА», стал признанным лидером экологического движения в Рязанской области. Генеральный директор рязанского «Автоимпорта» Олег Смирнов известен в бизнес-кругах России благодаря активной работе в «Ночной хоккейной лиге», в матчах которой принимал участие даже президент страны.
Бизнес вне политики, но во власти
В публичной политике серьезные рязанские предприниматели не участвуют уже долгие годы. Эпоха, когда противники поголовного введения кассовых аппаратов перекрывали Первомайский проспект в Рязани, закончились еще в середине 2000-х годов. Но и в дальнейшем бизнес все-таки вмешивался в общественные процессы. Можно, например, вспомнить инициативу «Деловой России» и Владимира Моторжина по повышению явки на выборах в 2012 году – тогда все голосовавшие участвовали в лотерее с розыгрышем ценных призов.
Сегодня прямого влияния предпринимателей на областную или городскую власть в Рязани невооруженным глазом не рассмотреть. Например, даже когда отраслевые союзы предприятий (строителей, аграриев, пищепрома, машиностроителей и т.д.) и пишут дельные доклады для органов власти, их стремления «проталкивать» свои предложения любой ценой не заметно.
И все-таки представительство бизнеса в органах власти сохраняется. Например, в областном правительстве среди 22 зампредов и министров частным предпринимательством ранее занималось 4 человека. А в Рязанской облдуме среди 32 депутатов руководили ранее или руководят сегодня какими-то частными предприятиями 18 – ровно половина (и результаты работы
Станислава Подоля, Михаила Агапкина, Георгия Свида, Владислава Сафронова, Владимира Материкина известны в регионе неплохо). Также хорошо известно стремление двух-трех крупных холдингов иметь по нескольку депутатов в Рязанской гордуме – причем избираются они обычно в соседних округах, «перекрывая» таким образом представительство от целых микрорайонов города.
Эффективность покажет статистика
Связующим звеном между «деловой Рязанью» и властью должен быть также уполномоченный по защите прав предпринимателей в Рязанской области, часто называемый бизнес-омбудсменом. С 2015 по 2018 год эту работу выполнял бывший предприниматель
Егор Бурцев, но не смог сработаться с региональной властью и был смещен. Теперь на должность утвержден бывший министр регионального правительства
Михаил Пронин.
Мало кто знает, что институт бизнес-омбудсмена выполняет не только роль «скорой помощи», выступающий на защиту бизнеса в конфликтных ситуациях, но и аналитического центра: аппарат уполномоченного ежегодно готовит доклад областным властям, в котором подробно излагает проблемы, встающие на пути развития частного предпринимательства. Но и здесь к работе тоже не примешивается никакой открытой политики.
Таким образом, Рязань не зря называют одним из самых «административно спокойных» регионов России. А хорошо это или плохо – покажут цифры экономического развития, которые представит статистика.